Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Товар доставлен - принимайте!

Проверка количества и качества товара составляет важную стадию в процессе исполнения договора поставки. Однако в целях минимизации рисков, связанных с ненадлежащей поставкой и обеспечением защиты в суде своих претензий, сторонам необходимо уже на стадии заключения договора позаботиться об урегулировании порядка приемки продукции. 
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
Порядок приемки товара от перевозчиков и организаций связи регламентируется Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ, Воздушным кодексом РФ от 19.03.97 N 60-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.99 N 81-ФЗ, Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.69 N 12), ФЗ "О почтовой связи" N176-ФЗ от 17.07.99, Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221. 
В случаях обнаружения утраты, повреждения товаров при перевозке или несоответствия фактически полученного количества товарно-сопроводительным документам покупатель должен потребовать от перевозчика составления коммерческого акта. 
При перевозке автомобильным транспортом делается запись в товарно-транспортных документах, а в случае разногласий между перевозчиком и грузополучателем составляются акты установленной формы (п. 157 УАТ). 
Как свидетельствует практика, при составлении коммерческого акта грузополучатель и перевозчик должны особое внимание уделять состоянию запорно-пломбировочных устройств транспортного средства или контейнера. 
Несоблюдение грузополучателем правил приемки товара от транспортной организации может повлечь отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков от недостачи груза. 
Это нашло отражение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки" и в материалах конкретных судебных дел. 
Показательным в этом плане является Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.99 по делу N 707/98. 
На основании договора поставки металлургическому комбинату отгружен уголь. 
При выдаче угля масса груза железной дорогой не проверялась. При проверке ее грузополучателем обнаружена недостача, что явилось основанием для предъявления иска к поставщику. 
При пересмотре дела в порядке надзора установлено, что комбинат, получив от железной дороги вагоны массой меньше, чем указано в маршрутной железнодорожной накладной, не потребовал от железной дороги в установленном порядке проверки массы и составления коммерческих актов. В железнодорожных накладных на маршрут вагонов отсутствуют отметки, свидетельствующие об отцепке вагонов в пути следования и составлении соответствующих документов. В п. 15 Постановления Высшего Арбитражного Суда N18 от 22.10.97 указано, что при наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику. 
ДОГОВОРНОЙ ПОРЯДОК 
Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7, может применяться получателем только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. Об этом четко указано в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 N18. 
Вопрос о целесообразности использования при приемке товара инструкций П-6, П-7 достаточно дискуссионен. 
Применение данных "правовых долгожителей" удобно, поскольку в них подробно регламентированы порядок и сроки приемки товаров, формы актов, что избавляет покупателя и поставщика от необходимости каждый раз прописывать процедуру приемки при заключении договора. 
Недостатком инструкций является наличие подводных камней в виде коротких сроков приемки товара, привлечения к приемке представителя общественности, компетентность которого при судебном разбирательстве может быть поставлена под сомнение, двухэтапности приемки на стадии входного контроля (до вызова представителя поставщика и после), необходимости обращения в бюро товарных экспертиз и т. д. 
Сложившаяся за годы действия вышеупомянутых инструкций судебная практика показывает, что несоблюдение покупателем даже несущественных формальностей процедуры приемки приводит к отказу в исковых требованиях по поводу ненадлежащей поставки или отклонению доводов ответчика против иска (решения Арбитражного Суда г. Москвы от 13.07.04 N А40-14977/04-43-179, от 01.06.2004 N А40-9467/04-34-121, от 01. 06. 2001 N А40-11173/01-113-138). 
Какие правила приемки поставленной продукции будут выбраны покупателем и поставщиком, зависит от многих факторов. 
В первую очередь проверка качественных характеристик и количества товара зависит от его вида. 
Например, метраж ткани определяется на специальном промерочном столе; количество плодоовощной продукции на поверенных и клейменных весах. При приемке станков проверяется их работоспособность, швейных изделий - определяется артикул, модель, тип ткани. 
Во-вторых, сроки и способы приемки товара определяются технической оснащенностью службы входного контроля покупателя и квалификацией ее работников. 
Порядок приемки товаров по количеству может определяться в договоре путем включения в него определенных условий, например, изложенного содержания. 
"Приемка товаров по количеству производится по маркировке, транспортным и сопроводительным документам отправителя в следующем порядке: 
по количеству тарных мест в момент получения товаров от Поставщика при доставке продукции Поставщиком или выборке Покупателем, либо в момент вскрытия опломбированных или разгрузки неопломбированных транспортных средств при доставке органом транспорта; 
по количеству единиц в каждом тарном месте при вскрытии упаковки на складе Покупателя. 
В момент передачи Поставщиком или органом транспорта по количеству единиц в каждом тарном месте принимаются товары: 
переданные (поступившие) без упаковки или тары, 
в открытой упаковке или таре, либо в поврежденной упаковке или таре. 
Отсутствие транспортных и сопроводительных документов не приостанавливает приемку товаров". 
Для обеспечения надлежащей приемки продукции при формировании условий договоров в его тексте, приложениях к нему или спецификациях на поставляемый товар целесообразно четко указать, каким ГОСТам, ОСТам, СП должны соответствовать качество и комплектность товара. 
Если товар поставляется по образцам, то поставщик должен представить их покупателю. Образцы-эталоны служат основным критерием для определения качества, комплектности, ассортимента изделий. 
Требования, предъявляемые к качеству могут содержаться в конструкторской или технической документации, являющейся неотъемлемой частью договора. 
В случае если порядок проверки качества товаров предусмотрен требованиями ГОСТов, осуществляемая покупателем проверка должна соответствовать им (ст. 474 ГК РФ, п. 14 Постановления ВАС РФ от 22.10.97 г. N18). 
Например, ГОСТ Р 51136-98 "Стекла защитные многослойные" предписывает при приемке проверять геометрические размеры, форму стекол, их оптические характеристики, контролировать пороки внешнего вида (трещины, пузыри, царапины), испытывать стекло на тепло-водо-морозостойкость, светостойкость, пулестойкость, ударостойкость. 
Нарушение норм стандартов судебная практика признает обстоятельством, позволяющим при разрешении спора по некачественной поставке отказать покупателю в иске (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2005 по делу N А40-10779/05-26-62, Постановление ФАС ВСО от 16.02.2004 N А33-5177/03-С1-Ф02-290/04-С2). 
Нелишним будет определить, что при возникновении разногласий в оценке качества товара заинтересованная сторона имеет право представить его на экспертизу компетентной организации, специализирующейся на определении качества, а расходы на ее проведение относятся на виновную сторону. 
ЕСЛИ ДОГОВОР УМАЛЧИВАЕТ 
На практике нередко возникает вопрос: чем должен руководствоваться покупатель, когда порядок проверки качества товара не установлен законом, нормативными актами, стандартами или договором? 
Исходя из правовой природы договора поставки и смысла п. 2 ст. 474 ГК РФ проверка качества товара в таких случаях должна производиться в соответствии с обычаями делового оборота. 
Судебная практика признает необходимым оценивать представленные покупателем доказательства, свидетельствующие о поставке товаров с нарушением условий договора об их количестве и качестве, даже если договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 18, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.97 по делу N 4420/97, Постановление ФАС МО от 02.09.2004 N КГ-А40/7876-04). 
При приемке товара необходимо выполнить требование ст. 483 ГК РФ, согласно которому покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора поставки в срок, предусмотренный законом или договором, а если такой срок не установлен - в разумный срок. 
В то же время при судебном разбирательстве с учетом других юридически значимых обстоятельств суд вправе отклонить доводы сторон о нарушении правила об извещении. 
Так, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30 декабря 2004 г. по делу N А56-15007/02 указал: "Ев силу ст. 483 ГК РФ неизвещение покупателем продавца о нарушении последним условий договора о качестве товара может служить основанием для отказа продавца от исполнения требования об устранении недостатков, только если он докажет, что невыполнение покупателем данного правила повлекло невозможность исправить нарушения либо влечет для продавца несоизмеримые расходы. Таких доказательств истцом не представлено". 
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 
Результаты приемки товаров подтверждаются актом. 
Оформить фактическое состояние поступившей продукции и отступлений от договорных условий покупатель может: 
по форме Актом, определенном инструкциями N П-6, П-7; 
по согласованной сторонами договора поставки форме; 
по принятой у покупателя форме; 
по форме N ТОРГ-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132. 
В акте приемки по качеству каждое слово и фраза имеют свое значение. Впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора поставщик любую неточную формулировку в акте может трактовать в свою пользу. 
Договором поставки лакокрасочной продукции стороны согласовали, что приемка продукции по количеству и качеству осуществляется покупателем в соответствии с нормами действующего законодательства и инструкциями N П-6 и П-7. В связи с тем, что заводом поставлена не соответствующая оговоренному качеству продукция, а поставщик утверждал, что направлял качественную продукцию, покупатель обратился в суд с иском о взыскании денежных средств. 
Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что: приемка продукции по качеству произведена с нарушением сроков, покупателем нарушен порядок приемки продукции, установленный отраслевым ГОСТом, акт приемки продукции не соответствует требованиям Инструкции N П-7, то есть доказательства поставки некачественной продукции отсутствуют (Постановление ФАС ВСО от 16.02.2004 г. NА33-5177/03-С1-Ф02-290/04-С2). 
Иск поставщика о взыскании с покупателя полученной, но неоплаченной по мотиву недоброкачественности продукции был удовлетворен судом, поскольку поставка продукции произведена по заявке покупателя, принята им и не оплачена, надлежаще составленный акт, подтверждающий получение некачественной продукции, отсутствует (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.07.2002 N А 12-8137/01-С28).
Автор: ЕЛЕНА СЕМЕНОВА
Источник: akdi.ru


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты