Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Специфика договоров на создание гипертекстовых документов (Интернет-страниц)

Компьютерная сеть Интернет сегодня образует единое информационное пространство из 50 миллионов компьютеров во всем мире. Количественное увеличение объема передаваемых данных и числа объединенных в сеть компьютеров переросло в качественное увеличение социальной роли данной сети вообще, и в хозяйственной сфере, в частности. 
История Интернет насчитывает всего около 20 лет. Толчком к ее возникновению стал факт запуска в СССР в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Данный факт вызвал серьезную озабоченность военных кругов США по поводу превосходства СССР в области наукоемких технологий. Для обеспечения лидерства США в этой области было образовано Агентство перспективных научных исследований при Министерстве обороны США (Advanced Research Projects Agency - ARPA). 
В 1969 году для обмена научной информацией между сотрудниками ARPA была создана компьютерная сеть ARPANET. Затем, на базе принципов, заложенных в основу построения этой сети, возник ряд разрозненных частных сетей, объединявших от нескольких единиц до десятков, реже - сотен персональных ЭВМ. Для передачи данных, как правило, использовались обычные и внутрифирменные телефонные линии. Стандарты передачи данных в этих сетях сильно различались, из-за чего корректная передача информации между компьютерами, находящимися в разных сетях, была технически невозможной. В целях решения этой проблемы ARPA профинансировала разработку нового стандарта (протокола) межсетевой передачи данных (Transmission Control Protocol/Internet Protocol - Протокол управления передачей/Межсетевой протокол). 
В конце 70-х годов начался процесс интеграции отдельных сетей, завершившийся к 1 января 1983 года включением в объединенную сеть самой APRANET. Названием для этой объединенной сети послужило название протокола передачи данных "Интернет". Такая интегрированная сеть стала развиваться огромными темпами: еще в 1985 году в Интернет насчитывалось всего около 2000 компьютеров, а теперь, спустя 15 лет, их число возрасло в 25000 раз! 
Перспективность развития Интернет в деловой сфере привлекает внимание все новых и новых организаций и частных лиц как средство недорогого и оперативного размещения информации в рекламных, представительских и иных целях. В 1992 году Тим Бернерс Ли, физик швейцарского института CERN, предложил создать Всемирную компьютерную сеть (WWW - World Wide Web) для быстрого просмотра документов, указанных в качестве ссылок в публикациях по физике частиц высоких энергий. Для решения этой задачи он использовал концепцию гипертекста. 
Гипертекстовой документ - текстовой документ, содержащий ссылки на другие документы в виде адреса расположения этих документов в сети. В отличии от обычного документа, имеющего ссылки на используемую литературу, адрес, указанный в гипертекстовом документе позволяет найти и загрузить в память компьютера тот документ, на который осуществлена ссылка. 
В настоящее время стандарт гипертекстовых документов позволяет включать в качестве ссылок не только другие тексты, но и изображения, аудио и видео материалы, иными словами, любую информацию, которая может быть представлена в электронном виде. Не случайно, поэтому, работа в Интернет для многих ассоциируется именно с гипертекстовыми документами или, как их еще называют, Интернет-страницами. 
Широкие возможности по оформлению гипертекстовой информации для размещения ее в Интернет, богатый выбор средств выразительности, проявления фирменного или личного стиля обусловливают трудности многовариантного выбора, творческий характер деятельности по созданию гипертекстовых страниц. Одновременно, кроме указанных трудностей, необходимо учитывать, что конкуренция среди рекламных материалов в Интернет не ограничена по региональным признакам, а носит международный характер. 
Все это диктует довольно высокие требования к содержанию и оформлению гипертекстовых документов, которые не могут быть соблюдены без привлечения к разработке таких документов специалистов по дизайну. 
Актуальность привлечения специалистов для разработки гипертекстовых документов порождает актуальность изучения вопроса юридического оформления такого рода отношений. 
Если специалист является работником организации и в его трудовые обязанности входит составление компьютерных программ либо разработка дизайна документации, то дополнительное заключение договора не обязательно. Права на разработки переходят к организации, если в трудовом договоре со специалистом не указано иное, без выплаты дополнительного вознаграждения (не считая возможных премиальных и др. выплат, установленных в организации). В любом другом случае необходимо заключение договора на разработку гипертекстовых документов. Подавляющее большинство организаций не имеют в своем штате программистов, обладающих, кроме всего прочего, дизайнерскими знаниями, навыками, а также художественным мышлением. Поэтому, как правило, возникает необходимость в привлечении сторонних специалистов или организаций для разработки гипертекстовых документов, и, соответственно, заключения договоров, определяющих взаимоотношения заказчиков и разработчиков упомянутых документов. 
Основная специфика таких договоров состоит в том, что в них должны быть отражены права на гипертекстовой документ не только как на компьютерную программу, но и как на совокупность дизайнерских решений. Современная технология создания гипертекстовых документов позволяет обходиться без знания языка программирования, просто вписывая в нужные участки экрана текст, вставляя изображения и т.д. Следовательно, в рассматриваемом нами договоре, главным образом, речь идет о создании в электронной форме совокупности информационной структуры (единицы информации: текст, таблицы, графики и т.д., их взаимосвязь) и ее дизайнерского оформления. Причем, как правило, элементы информационной структуры (например, рекламные тексты) предоставляются заказчиком. 
Рассмотрим содержание договора на создание гипертекстовых документов. По своей юридической природе данный договор является авторским договором заказа (ст. 33 ФЗ "Об авторском праве и смежных правах"). По такому договору автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Заказчик обязан в счет вознаграждения выплатить автору аванс, размер и порядок уплаты которого устанавливаются договором. 
Предмет договора можно сформулировать следующим образом: "Заказчик обязуется предоставить исходные материалы для информационного наполнения, принять и оплатить созданные гипертекстовые документы для размещения во всемирной информационной сети Интернет, а Исполнитель берет на себя обязательство лично разработать гипертекстовые документы и передать все исключительные права на них Заказчику." 
Согласно положениям федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" необходимо отдельно указывать каждое из передаваемых исключительных прав и сумму гонорара за его передачу. Сумма гонорара, как в и в любом другом авторском договоре, может быть определена в твердой сумме, в виде ежемесячных, ежеквартальных либо ежегодных отчислений, в форме отчислений с каждой изготовленной копии гипертекстовых документов (если, например, их распространение осуществляется путем копирования дискеты и последующей реализации). 
Определенную сложность представляет вопрос о формулировании технических требований к разрабатываемым на заказ гипертекстовым документам. Дело в том, что пока не установлено государственных или иных единых стандартов к характеристикам таких документов, на которые можно было бы сослаться в договоре. Исходя из этого, в договоре следует закреплять общую формулировку, а при необходимости излагать подробные технические требования в приложении к договору. Указанный пункт в договоре может звучать так: "Технические требования к гипертекстовому документу обуславливаются его нормальным функционированием во всемирной информационной сети Интернет, обеспечивающим реализацию требований Заказчика. Эти требования представляют собой сформулированные Заказчиком, показатели, отражающие информационное наполнение, структуру, совместимость с определённым программным обеспечением, способы взаимодействия элементов, дизайн гипертекстового документа. Данные показатели излагаются в виде приложения к настоящему договору, которое является его неотъемлемой частью". 
В договоре должен быть также предусмотрен порядок сдачи-приемки работ (по акту сдачи-приемки), порядок оплаты работ, ответственность сторон. Поскольку деятельность по подготовке гипертекстовых документов носит во многом творческий характер, необходимо в ответственности сторон предусмотреть ситуацию невозможности исполнения заказа по причинам, не зависящим от исполнителя (технические сбои сети, невозможность соблюдения технических требований заказчика по причинам низкого качества каналов передачи данных и т.д.), а также порядок разрешения проблемной ситуации. 
Отдельно следует оговорить, на наш взгляд, обязанность заказчика предоставить исчерпывающую информацию о способе передачи ему гипертекстовых документов (на практике эти документы сразу размещаются на соответствующем узле Интернет, для чего нужно знание пароля для записи данных на узел). Одновременно с предоставлением вышеуказанных сведений нужно закрепить обязанность сторон не использовать и не распространять информацию, полученную от другой стороны по договору, если к такой информации закрыт доступ для посторонних лиц. 
Завершая описание специфики договора на создание гипертекстовых документов, заметим, что лавинообразное развитие всемирной информационной сети Интернет приводит к возникновению новых видов услуг, которые требуют своего правового регулирования. Чаще всего, к ним можно применить уже испытанные правила, действующие в отношении традиционных услуг. Однако отдельные виды услуг, в частности по изготовлению интернет-страниц, требуют изучения юридической специфики их договорного оформления. Настоящая статья является попыткой сделать начальный вклад в своевременное изучение данного вопроса, который, как надеется автор, получит свое развитие в дальнейшем.
Автор: Петровский Станислав Витальевич
Источник: pravo.lnet.ru


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты