Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 86 трудового кодекса

1. В статье установлены общие принципы, лежащие в основе обработки персональных данных работодателем или его представителем, определены цели обработки персональных данных работника: соблюдение законов, иных нормативных правовых актов, содействие в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечение личной безопасности работников, контроль количества и качества выполняемой работы и обеспечение сохранности имущества.
Законом об индивидуальном учете предусмотрено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам (ст. 3 Закона).
Закон о занятости закрепил обязанность работодателя при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Отметим, что по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников в случаях массового увольнения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут приостановить на срок до 6 месяцев решение об увольнении работников или принять решение о проведении поэтапного их увольнения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов (ст. ст. 7, 25 Закона).
Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в т.ч. на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих (п. 1 ст. 15).
Работодатель вправе подвергать обработке персональные данные работников с целью формирования кадрового резерва организации.
2. Статья закрепляет, что все персональные данные должны быть получены у самого работника. Так, лицо, претендующее на должность судьи, согласно ст. 5 Закона о статусе судей вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его заверенная копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности указанных документов и сведений. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через 2 месяца со дня поступления указанного требования.
3. Общее положение о запрете получать и обрабатывать персональные данные о политических, религиозных, иных убеждениях и частной жизни работника конкретизируется в некоторых федеральных законах. Например, в Законе о государственной службе закрепляется, что сбор и внесение сведений в личные дела и реестры государственных служащих об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются (ст. 8). Аналогичное положение закреплено в отношении сотрудников таможенных органов в ст. 24 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" с изм. на 23 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586; 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038).
Данные о частной жизни работника (информация о жизнедеятельности в сфере семейных, бытовых, личных отношений), связанные с вопросами трудовых отношений, могут быть получены и обработаны работодателем только с письменного согласия работника. Например, является ли женщина одинокой матерью, имеет ли ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
4. При приеме на работу, заключении трудового договора, заполнении анкетных данных работодатель не вправе получать и обобщать информацию о религиозных убеждениях работника, членстве в общественных объединениях, профсоюзной организации.
Вместе с тем решение ряда вопросов в соответствии с положениями ТК (например, ст. 373) требует учета работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа: при расторжении трудового договора с членом профсоюза в случаях сокращения численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК), несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (подп. "б" п. 3 ст. 81 ТК), неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК). Из этого следует, что работодатель должен располагать информацией о членстве работника в профессиональном союзе, поскольку его увольнение по вышеназванным основаниям требует выполнения определенного порядка.
5. Принятие работодателем решений с учетом персональных данных работника не может быть основано только на использовании информации, полученной при их автоматизированной обработке или посредством электронного получения. Работодатель учитывает деловые качества работника, его добросовестный и эффективный труд.
О том, что понимается под деловыми качествами работника, см. коммент. к ст. 64 ТК.
6. Защите подлежат любые персональные данные работника, неправомерное обращение с которыми может причинить ущерб как ему (собственнику информации), работодателю (владельцу информации), пользователю информацией, так и иному лицу. Согласно ст. 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" режим защиты информации устанавливается в отношении персональных данных федеральным законом, который в настоящее время еще не принят. Защита персональных данных преследует цели: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения (ст. 20 названного Закона).
7. Основные принципы защиты данных личного характера получили закрепление в Конвенции Совета Европы "О защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера" N 108, Страсбург, 28 января 1981 г. (Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М. 1998. С. 106 - 114). Россия подписала Конвенцию (Распоряжение Президента РФ от 10 июля 2001 г. N 366-рп. СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3011).
Эти принципы отражают требования, предъявляемые к:
качеству данных (получены и обработаны законным путем, зарегистрированы с определенной и законной целью и не используемые вразрез с этой целью и др.);
особым категориям данных (данные личного характера, отражающие расовое происхождение, политические убеждения, религиозные верования или другие принципы, а также относящиеся к здоровью или сексуальной жизни, подлежат автоматической обработке только в том случае, если законодательство предоставляет надлежащие гарантии; аналогичное правило применяется относительно данных личного характера, связанных с уголовным осуждением);
безопасности данных (приняты надлежащие меры безопасности для защиты данных личного характера, зарегистрированных в автоматизированных картотеках, от случайного или неразрешенного разрушения или от случайной утери, а также от неразрешенных доступа к ним, изменения или распространения);
дополнительным гарантиям для лица (любое лицо должно иметь возможность: узнать о существовании автоматизированной картотеки данных личного характера, ее цели; получить в подходящее время, через любой срок и без особых затрат подтверждение наличия или отсутствия в автоматизированной картотеке данных личного характера, к нему относящихся, а также получить эти данные в надлежащей форме; требовать в случае необходимости исправления или стирания данных, если они были обработаны с нарушением положений законодательства, и т.д.).
Защите персональных данных работников посвящен Кодекс практики по защите личных данных о работнике, разработанный экспертами МОТ и официально одобренный Административным Советом в 1996 г. (см. И.Я. Киселев. Сравнительное и международное трудовое право. М. 1999. С. 510 - 513). Отметим, что основные положения данного Кодекса получили отражение в ст. ст. 86, 88, 89 ТК. Вместе с тем ряд положений Кодекса, не получивших непосредственное текстуальное закрепление в ТК, также подлежат использованию работодателем, что обеспечивает действенную гарантию защиты персональных данных работника. К ним относятся: сбор личных данных работника не должен вести к его дискриминации; личные данные работника не должны использоваться для контроля за его поведением; все лица, имеющие доступ к личным данным, обязаны хранить тайну информации; полиграфы и иное оборудование для определения правдивости ответов не должны применяться; в случае медицинского обследования работника работодатель должен быть информирован только о тех выводах, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником возложенной на него трудовой функции, выводы не должны содержать информацию медицинского характера, за исключением указаний на пригодность или медицинских противопоказаний к предлагаемой работе, и другие.
Персональные данные работника относятся к конфиденциальной информации. На работодателя возлагается обязанность обеспечить их защиту от неправомерного использования или утраты.
8. На работодателя возлагается обязанность знакомить работников и их представителей с документами организации (например, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами), определяющими порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности.
Работники ставят работодателя в известность об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения, что получает отражение в трудовой книжке, на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов. При необходимости изменяются данные об образовании, профессии, специальности. Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом производится соответствующая запись в трудовой книжке.
При утрате страхового свидетельства государственного пенсионного страхования работник в течение месяца со дня утраты обязан обратиться к работодателю для его восстановления (ст. 7 Закона об индивидуальном учете).
9. В целях защиты частной жизни, личной и семейной тайны работники не должны отказываться от своего права на обработку персональных данных только с их согласия, поскольку это может повлечь причинение морального, материального ущерба.
О материальной ответственности работодателя перед работником см. коммент. к гл. 38.
10. Кроме мер защиты персональных данных, установленных законодательством, работодатели, работники и их представители вырабатывают совместные меры защиты персональных данных работников, которые получают отражение в локальных нормативных актах организации - коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка (например, недопустимость хранения определенной информации о работниках на компьютерах, к которым имеется свободный доступ).

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты