Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 407 трудового кодекса

1. Для содействия разрешению коллективных трудовых споров создан специальный государственный орган - Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 N 743 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений".
Служба была создана при Минтруде России в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" (утратил силу).
В настоящее время Службу по урегулированию коллективных трудовых споров образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России (Постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам Министерства труда и социального развития Российской Федерации". СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1579).
Возглавляет и организует деятельность Службы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруд России, он же создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (п. 3 Положения о Министерстве труда).
В систему Службы входят межрегиональные территориальные органы Минтруда России по урегулированию коллективных трудовых споров:
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);
Центрально-Черноземный (г. Воронеж);
Северо-Кавказский (г. Краснодар);
Волго-Вятский (г. Нижний Новгород);
Поволжский (г. Самара);
Уральский (г. Екатеринбург);
Западно-Сибирский (г. Кемерово);
Восточно-Сибирский (г. Иркутск);
Дальневосточный (г. Владивосток).
Наряду с указанными органами полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии с Постановлением Минтруда России от 17 декабря 1996 г. N 17 "О предоставлении подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров" в ред. Постановления Минтруда России от 11 октября 2000 г. N 70 (Бюллетень Минтруда России. 1997. N 1; 2000. N 10) осуществляют подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно специальному перечню. Так, в Северо-Западном экономическом районе это: Комитет по труду и социальным вопросам администрации Калининградской области; Комитет по труду и занятости населения правительства Ленинградской области; Комитет социальной защиты населения администрации Новгородской области; Управление труда администрации Псковской области. В Центральном экономическом районе такими полномочиями наделены 11 управлений (департаментов, комитетов) по труду.
2. Служба не является органом, рассматривающим коллективные трудовые споры и выносящим обязательные для сторон решения. Она призвана оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это ее основная задача.
Закон прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Служба участвует в разрешении коллективного трудового спора.
Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в Службу. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и Служба лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК). В случае необходимости работники Службы могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.
После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК). Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в Службу за разъяснениями, получать консультации и т.п.
Служба может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража Служба принимает непосредственное участие (см. коммент. к ст. 404 ТК).
Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.
Работодатель обязан предупредить Службу о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК). В случае приостановки забастовки Служба должна быть предупреждена о ее возобновлении не позднее чем за 3 рабочих дня (ст. 411 ТК).
3. Закон определяет функции Службы, которые включают в себя не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.
4. Служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров. Правовое значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения, прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможным проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.
5. В том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей, Служба проверяет полномочия представителей. Для этого она может истребовать для ознакомления соответствующие документы: устав профсоюза, органа общественной самодеятельности или объединения работодателей, локальные акты организации, определяющие положение представителей сторон; приказы и распоряжения руководителя, протоколы собраний (конференций) и др. Служба может проверить полномочия не только представительных органов, но и конкретных лиц, например, в том случае, когда руководитель организации своим приказом возложил полномочия по представительству интересов работодателя на своего заместителя или руководителя структурного подразделения.
6. Одной из важнейших функций Службы являются формирование списка посредников и трудовых арбитров и осуществление их подготовки.
Надо отметить, что комментируемая статья упоминает лишь о трудовых арбитрах, однако в соответствии с Положением о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468, с изм. на 21 марта 1998 г. (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1999; 1998. N 14. Ст. 1579) она составляет список посредников и трудовых арбитров. Рекомендации Минтруда России N 58, N 59 указывают на списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров, и списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров.
В указанные списки могут быть включены работники Службы. Обладая опытом практической работы и располагая информацией о состоянии дел в регионе, они в то же время являются независимыми от сторон и незаинтересованными в исходе спора.
Наряду с работниками Службы в списки посредников и трудовых арбитров включаются высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями трудового законодательства, экономики труда, навыками проведения примирительных процедур, организационными способностями, независимо от места постоянной работы.
Рекомендации Минтруда России N 58 предусматривают, что списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров, составляются ежегодно с учетом предложений представителей работников и работодателей (п. 7). Однако критерии отбора кандидатур в посредники не определены.
Более детально регламентирован порядок отбора кандидатов в трудовые арбитры (п. 7 Рекомендаций Минтруда России N 59). В ежегодно обновляемые списки включаются руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.), научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.
Хотя предложенный перечень не во всем безупречен (вряд ли можно с уверенностью утверждать, что руководители и представители профсоюзных органов являются абсолютно нейтральными и незаинтересованными лицами), он дает представление о составе трудовых арбитров.
Списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров, должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендаций Минтруда России N 58).
Списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров, должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров (п. 7 Рекомендаций Минтруда России N 59).
7. Служба организует подготовку трудовых арбитров, проверку их квалификации, выдачу документов, удостоверяющих их статус (п. 17 Рекомендаций Минтруда России N 59).
8. В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Служба оказывает работникам и работодателям методическую помощь. Прежде всего, это проявляется в проведении консультаций и подготовке разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон и др. Служба рекомендует кандидатуры посредников и трудовых арбитров, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.
За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора.
9. Функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Она проводит работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.
На основании анализа имеющейся информации она подготавливает предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде и изменению (корректировке) социально-экономической политики, в т.ч. разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров.
Для осуществления этой функции Служба анализирует статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносит предложения о проведении научно-исследовательских работ.
10. Закон определяет основной принцип деятельности Службы. Это взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В процессе организации примирительных процедур, реализации иных возложенных на нее задач Служба предоставляет имеющуюся информацию органам государственной власти и органам местного самоуправления, оказывает помощь представителям сторон по созданию примирительных органов, проводит консультации и разъяснения.
При составлении списка посредников и трудовых арбитров могут учитываться предложения профессиональных союзов, объединений работодателей, органов по труду, отраслевых министерств и т.д.
В ходе проведения забастовки взаимодействие представителей сторон, Службы и органов исполнительной власти или органов местного самоуправления приобретает особое значение, поскольку от этого зависит и обеспечение реализации конституционного права работников, и защита законных интересов других граждан. Согласованные действия сторон и указанных органов должны обеспечить продолжение переговорного процесса (и в конечном счете разрешение коллективного трудового спора) и выполнение минимума необходимых работ (услуг) с тем, чтобы осуществление права на забастовку не нарушало прав и свобод других лиц.
11. Служба действует в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468.
12. Положение определяет некоторые элементы правового статуса работников Службы. В частности, установлено, что они могут привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур (п. 5 Положения). Работники Службы обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, доверенную им в связи с рассмотрением коллективного трудового спора (п. 7 Положения).
Для выполнения возложенных на них задач работникам Службы предоставлены определенные права. Они могут посещать организации и их обособленные структурные подразделения (при предъявлении удостоверения установленного образца) (п. 6 Положения).

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты