Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 401 трудового кодекса

1. Определение понятия примирительных процедур дано в ст. 398 ТК. Комментируемая статья, по существу, устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур.
Выделяется 3 этапа разрешения коллективного трудового спора, 2 из которых являются обязательными: примирительная комиссия, посредничество (рассмотрение спора с участием посредника), трудовой арбитраж.
2. Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Примирительно-третейская процедура улаживания трудовых конфликтов применяется во многих странах. Наименование стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к 3 основным формам:
разрешение спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т.п.). В России - это создание примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно;
примирение с участием посредника;
трудовой арбитраж.
Эти формы сочетаются различным образом. В некоторых странах стороны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других - они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.
3. Особенностью российской системы примирительных процедур является использование всех 3 форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллективного трудового спора этим органом являются обязательными.
После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража.
Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор - создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.
4. Установленный законом примирительный порядок разрешения коллективного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства - члены организации на использование примирительных процедур.
В соответствии с Рекомендацией в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение в полной мере учтено при определении принципов и порядка формирования примирительной комиссии (см. коммент. к ст. 402 ТК).
Рекомендация советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения переговоров о примирении, что также нашло отражение в ТК: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.
5. Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать (о создании и работе примирительной комиссии см. коммент. к ст. 402 ТК).
Если согласие в примирительной комиссии не достигнуто, стороны переходят к следующей примирительной процедуре. Они обладают правом выбора и могут предпочесть посредничество или трудовой арбитраж.
В том случае, когда стороны выбрали посредничество, после этой процедуры они вправе создать и трудовой арбитраж.
Таким образом, существуют 3 возможные схемы использования примирительных процедур: 1) примирительная комиссия - посредничество; 2) примирительная комиссия - трудовой арбитраж; 3) примирительная комиссия - посредничество - трудовой арбитраж.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что разрешение любого коллективного трудового спора должно обязательно пройти 2 этапа, первым из которых является примирительная комиссия.
6. Как работники, так и работодатели могут в любое время обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано в тех случаях, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах Службы, т.е. в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности представителей другой стороны.
7. Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от участия в примирительных процедурах. Это правило введено в соответствии с общепринятыми представлениями о необходимости ответственного отношения к добровольному примирению.
Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (ст. 416 ТК).
Для представителей работников юридическая ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано не случайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллективного трудового спора и в их интересы не входит уклонение от создания примирительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представителей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.
8. Участники спора, примирительные органы и Служба должны стремиться к достижению взаимоприемлемого компромисса.
Закон предусматривает широкие возможности для разрешения коллективного трудового спора. Прежде всего это закрепление демократических принципов формирования и деятельности примирительных органов (см. коммент. к ст. ст. 402 - 404 ТК). Устанавливаются также специальные гарантии для работников, обеспечивающие реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 405 ТК).
Для оказания помощи сторонам создан специальный государственный орган, который оказывает сторонам содействие в организации примирительных процедур, не принимая в то же время императивных решений и не навязывая сторонам своей воли (см. коммент. к ст. 407 ТК).
Примирительные органы наделены полномочиями, позволяющими вынести обоснованное решение. В частности, посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 403 ТК); трудовой арбитраж также получает необходимые документы и сведения (см. коммент. к ст. 404 ТК); работники Службы пользуются правом беспрепятственного посещения организаций, филиалов, представительств (см. коммент. к ст. 407 ТК). Все предоставленные законом возможности должны использоваться для разрешения спора.
9. Сроки проведения примирительных процедур установлены ст. ст. 402 - 404 ТК. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента ее создания (см. коммент. к ст. 402 ТК); рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней (см. коммент. к ст. 403 ТК); трудовой арбитраж функционирует в течение 5 рабочих дней (см. коммент. к ст. 404 ТК).
В случае необходимости получения дополнительных сведений, более длительного обсуждения спорных проблем, привлечения специалистов и т.п. стороны по согласованию между собой могут продлить сроки разрешения коллективного трудового спора.
Это право широко используется на практике.

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты