Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 369 трудового кодекса

1. Правовой статус Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России) закреплен Положением о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. N 265 (СЗ РФ. 2002. N 17. Ст. 1684).
2. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением регулирования санитарно-гигиенических и природоохранных аспектов радиационной безопасности, а также деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) с целью формирования условий, при которых гарантируются защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
3. Госатомнадзор России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Типовое положение о межрегиональном территориальном органе Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности утверждено Приказом Госатомнадзора России от 9 декабря 2002 г. N 116 (БНА. 2003. N 8).
4. К компетенции Госатомнадзора России отнесены следующие функции:
разработка и внесение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях; анализ практики применения законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии и разработка предложений по его совершенствованию; разработка, утверждение и введение в действие в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; формирование соответствующих разделов утверждаемого Правительством РФ перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (кроме санитарно-гигиенических и природоохранительных норм, нормативов, правил и требований в области обеспечения радиационной безопасности); выдача в установленном порядке работникам объектов использования атомной энергии (в соответствии с перечнем должностей, определяемым Правительством РФ) разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; выдача в установленном порядке эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление деятельности по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, а также иных видов деятельности в области использования атомной энергии, подлежащих лицензированию Госатомнадзором России; установка требований к составу комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) деятельности, на осуществление которой требуется получение разрешений (лицензий) Госатомнадзора России, и к содержанию входящих в него документов; организация проведения экспертизы безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, в т.ч. с привлечением независимых экспертов; организация и осуществление государственного надзора за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии и др.
5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности для выполнения возложенных на него задач имеет право:
вносить в установленном порядке предложения о разработке проектов федеральных законов по вопросам обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и совершенствовании законодательства Российской Федерации в этой области;
принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и предписания, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также гражданами при осуществлении ими деятельности в области использования атомной энергии;
запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, входящих в компетенцию Госатомнадзора России;
проводить инспекции в пределах своих полномочий (допуск работников на режимные объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке), получать необходимые документы и объяснения по возникающим вопросам;
привлекать по согласованию специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций для проведения инспекций;
определять по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок проведения проверок знания федеральных норм и правил в области использования атомной энергии руководителями и работниками эксплуатирующих и иных организаций, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, и проводить такие проверки;
заслушивать должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей организаций по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и иным вопросам, отнесенным к компетенции Госатомнадзора России;
выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности, и др.
6. Согласно ч. 2 ст. 369 ТК работники Госатомнадзора России, обнаружившие в ходе проверки факты нарушения норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях, обязаны довести об этом до сведения работодателей и работников. Закрепление указанной обязанности на уровне закона продиктовано необходимостью в оперативном предотвращении негативного воздействия радиации на здоровье людей и окружающую среду.
7. Часть 3 ст. 369 ТК закрепляет обязанность работников Госатомнадзора России руководствоваться: Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Положением о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности и иными нормативными правовыми актами о труде.

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты