Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 357 трудового кодекса

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.
Статья 357 ТК устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.
В этих целях государственные инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.
Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в т.ч. по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.
Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном законом.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" утвержден перечень таких сведений (СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 7). С учетом этого перечня организации разрабатывают и утверждают перечень сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну.
На законодательном уровне устанавливаются также перечни сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну применительно к отдельным сферам экономической деятельности. В настоящее время такого рода указания имеются, например, в отношении приватизации государственных и муниципальных предприятий (см. подробнее коммент. к ст. 57 ТК).
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775).
Порядок доступа к сведениям, содержащим государственную тайну, определяется Законом о государственной тайне.
Согласно ст. 25 этого Закона организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.
2. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.
Недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.
В отношении нарушителей правила ст. 357 ТК о безвозмездности предоставления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия.
3. Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта. Таким правом они наделены в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947) (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).
4. Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является выносимое им предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий.
Предписание составляется в 2 экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц. Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.
Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.
В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК и коммент. к ней).
Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).
5. Государственным инспекторам труда предоставлено право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, в т.ч. и их руководителей ст. 225 ТК (см. коммент. к ней).
6. Государственные инспекторы труда наделены правом приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования, если они выявят нарушения требований охраны труда.
Гарантии работникам на время приостановления работ органами федеральной инспекции труда предусмотрены ст. 220 ТК (см. коммент. к ней).
Кроме того, государственные инспекторы труда вправе - при наличии заключений государственной экспертизы условий труда - направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
7. Государственные инспекторы труда наделены широкими правами в области предупредительного контроля и надзора: выдают разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдают заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов (см. ст. 215 ТК и коммент. к ней).
8. Государственные инспекторы труда наделены властными правами по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП (см. п. п. 5, 6 коммент. к ст. 362 ТК).
В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.
Им предоставлено также право предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников, выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.
Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который рассматривает соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты