Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 355 трудового кодекса

1. Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право на государственную защиту предоставленных им прав и свобод. Принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма.
Будучи звеном этого механизма, органы федеральной инспекции труда, их должностные лица обязаны руководствоваться данным принципом в своей надзорно-контрольной деятельности.
Приоритеты деятельности органов федеральной инспекции труда должны быть направлены прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб охраняемым законом прав и интересов работодателей.
В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных в ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц. К таким принципам отнесены:
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется в ходе государственного контроля (надзора);
проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушения законодательства Российской Федерации и др.
Предусмотренные в гл. II указанного Закона требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для органов федеральной инспекции труда такую же обязательную силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 ТК и коммент. к ним).
Неукоснительное соблюдение всеми органами федеральной инспекции труда законов и иных нормативных правовых актов, закрепляющих правовой статус этих органов, является необходимым условием для реализации принципа законности в осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в сфере труда. Защищая трудовые права работников, органы федеральной инспекции труда не вправе выходить за пределы предоставленной им компетенции и обязаны в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.
Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. Недопустимо их поверхностное, формальное, некритичное отношение к полученным материалам. Все собранные материалы должны содержать достаточный набор доказательств по конкретному делу.
Принцип независимости органов федеральной инспекции труда состоит в том, что государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 359 ТК).
Принцип гласности означает открытость деятельности органов федеральной инспекции труда, доступность этих органов для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности органов федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о состоянии законности в сфере труда, о результатах работы этих органов по защите трудовых прав работников.
Посредством реализации принципа гласности государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).
2. В ч. 2 ст. 355 ТК сформулированы основные задачи органов федеральной инспекции труда, призванные обеспечить соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защиту трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены (см. ст. 219 ТК и коммент. к ней).
Одна из основных задач органов федеральной инспекции труда - информировать компетентные органы государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.
Для выполнения своих задач органы федеральной инспекции труда наделены широким кругом полномочий (см. ст. 356 ТК и коммент. к ней).

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты