Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 329 трудового кодекса

1. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13 (СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 229) установлен порядок утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, согласно которому указанный перечень утверждается совместно федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Минтрудом России.
Минтрансу России и МПС России было предписано утвердить до 1 июля 2003 г. перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств. Но на сегодняшний день такой перечень пока не принят.
2. Особенности регулирования труда работников водного транспорта устанавливаются в специальных нормативных правовых актах, отражающих специфику их труда.
Так, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта предусматривает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет - 36 часов в неделю, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составленными в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.
На судах смешанного "река-море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.
При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50%. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Работники плавсостава могут привлекаться с их письменного согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузоразгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление грузов и др.). На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату работников. Ежедневная общая продолжительность работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов. Вместе с тем в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня могут производиться по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна аварийные и авральные работы, т.е. работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным и которые учитываются особо.
Временем ежедневного отдыха работников плавсостава считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Его продолжительность не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов. При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов. За работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.
В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его письменному заявлению неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 10).
3. Особенности режима труда и отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 8 августа 2003 г. N 271 (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 10); особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил РФ - Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил РФ, утв. Приказом Минобороны России от 16 мая 2003 г. N 170 (БНА. 2003. N 39).
4. Специфика рабочего времени летно-подъемного состава судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров) урегулирована Постановлением Минтруда России от 12 июля 1999 г. N 22 "Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации". Для указанных категорий работников за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, введена 36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 8).
Продолжительность ежедневной (сменной) работы, время ее начала и окончания, а также ежедневный и еженедельный отдых отражаются в графиках работы экипажей.
5. Специфика режима труда и отдыха работников железнодорожного транспорта и метрополитенов установлена Приказом МПС СССР от 18 сентября 1990 г. N 8ЦЗ, утвердившим Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров.
Исходя из особых условий организации работы железнодорожного транспорта (поточный и непрерывный характер производственного процесса) для сменных работников, занятых на круглосуточных работах, непрерывная продолжительность смены может быть увеличена, но не свыше 12 часов. Продолжительность смен свыше нормальной продолжительности рабочего дня устанавливается (с согласия членов коллектива) руководителем организации по согласованию с выборным профсоюзным или иным представительным органом работников. При этом работа с продолжительностью смены, превышающей нормальную, не должна допускаться более 2 календарных дней подряд, кроме работников, постоянная работа которых протекает в пути, поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных поездов (секций) и др. Их рабочее время при общей продолжительности поездки в оба конца - 3 суток и более может учитываться потурно. При этом турой считается время с момента явки на работу для следующей поездки после отдыха в пункте постоянной работы.
Увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад свыше установленной допускается при стихийных бедствиях (снежных и песчаных заносах, обвалах, оползнях, последствиях ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений, землетрясений) и чрезвычайных обстоятельствах (крушениях поездов, авариях, пожарах и т.п.). В указанных случаях продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад устанавливается приказом начальника отделения железной дороги, а на железных дорогах с единым автоматизированным диспетчерским центром - первым заместителем начальника железной дороги, а в его отсутствие - заместителем начальника железной дороги, ведающим перевозками. В иных случаях для доведения поезда до станции, где бригада сменяется, непрерывная продолжительность работы может быть увеличена с согласия локомотивной бригады приказом начальника отделения железной дороги или заместителем начальника железной дороги (на дорогах с единым автоматизированным диспетчерским центром). При этом во всех случаях непрерывная продолжительность работы локомотивных бригад не должна превышать 12 часов.
Для локомотивных бригад не допускаются ночные поездки более 2 ночей подряд. Ночными следует считать поездки с работой, начинающейся и заканчивающейся в период с 0 до 5 часов местного времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращаемые из пункта оборота локомотивов или пунктов подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.
Продолжительность непрерывной работы проводников пассажирских вагонов в рейсе должна быть не более 12, а максимальная продолжительность работы в сутки - не более 16 часов. При обслуживании вагона двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику включается половина времени с момента приемки вагона до конца его сдачи после поездки.
Продолжительность поездки бригады рефрижераторного поезда (секции), как правило, не должна превышать 45 суток. Продолжительность поездки сверх этого срока может быть установлена до 15 суток, если на момент смены бригады рефрижераторный поезд (секция) находится в груженом состоянии или следует в депо приписки, а при согласии бригады - и на больший срок. Продолжительность поездки и порядок ее увеличения устанавливаются с согласия рефрижераторных бригад.
Приказ МПС России от 18 сентября 1990 г. N 8ЦЗ предусматривает также специфику учета рабочего времени работников путевого хозяйства, работников, обслуживающих (сопровождающих) подвижной состав, машины и механизмы, работников восстановительных поездов и др.
Этим же Приказом урегулирован порядок предоставления отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад, а также другим работникам, постоянная работа которых протекает в пути (например, проводникам). Так, в соответствии с п. 11.1 работникам локомотивных и кондукторских бригад еженедельные дни отдыха предоставляются в любой день недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному отдыху, причитающемуся после очередной поездки в рабочей неделе. Продолжительность еженедельного отдыха не может сокращаться до 42 часов, если по расчету она получается большей. Дни отдыха предоставляются только в пунктах постоянной работы. Работникам, работающим на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, еженедельные дни отдыха указываются в графике сменности. Число еженедельных дней отдыха должно быть равно числу воскресных дней по календарю в течение учетного периода.
Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде как исключение может допускаться: а) с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, - за период не более чем 2 рабочие недели. При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к определенному расчетному выходному дню; б) для поездных работников (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) пассажирских поездов дальнего сообщения и беспересадочных вагонов - за период не более чем 2 недели, а при потурном учете - за все время туры, хотя бы она продолжалась больше месяца; в) проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца - за период поездки; г) бригадирам рефрижераторных поездов (секций) - за время поездки.
Работникам локомотивных и кондукторских бригад в основном пункте (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригад и т.п.) отдых предоставляется после каждой поездки в оба конца. Продолжительность этого отдыха определяется следующим образом: включаемое в работу число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,51 (для метрополитенов - 3,0) и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в группе подмены локомотивных бригад за время поездки (для метрополитенов - часы ночного отдыха в электродепо или других пунктах метрополитена). Коэффициент 2,51 (для метрополитенов - 3,0) образуется путем деления недельной нормы часов отдыха в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени (103 : 41 = 2,51; 108 : 36 = 3,0).
В отдельных случаях допускается уменьшение продолжительности отдыха в основном пункте, но не более чем на 1/4 от полагающего по расчету с соответствующим увеличением отдыха после последующих поездок в учетном периоде. Если расчетный или уменьшенный на 1/4 отдых получается менее 16 часов, то предоставляется отдых не менее 16 часов (для бригад пригородных поездов и метрополитенов - 12 часов). При этом после 2 ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного отдыха. В отдельных случаях, когда расчетный отдых составляет менее 16 часов, допускается - в виде исключения с согласия коллективов локомотивных бригад, обслуживающих грузовое и пассажирское движение, - предоставление минимального отдыха между поездками по месту жительства 12 часов.
Кроме отдыха в основном пункте работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте подмены. Продолжительность этого отдыха (не более одного за поездку) должна быть не менее половины времени предшествующей работы и, как правило, не должна превышать времени работы с момента явки в основном пункте до сдачи локомотива в пункте оборота (Комментарий к Особенностям регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров / Сост. Козловский Б.Г., Мешенберг М.В. М., 1993).
6. Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Согласно указанному Положению нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих на 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8, а для работающих на 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. В случае привлечения к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не должна превышать 12 часов.
Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородних регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации.
Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников (а при их отсутствии - с работником), не более 2 раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не должна превышать 90 часов.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы. При установленной графиком продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). На междугородних перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.
При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности; при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 9; 2002. N 2).

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты