Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 328 трудового кодекса

1. К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.
2. Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимое для исполнения должностных обязанностей.
Порядок профессионального отбора, в т.ч. определения психофизических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п. 3 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте).
Так, Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (БНА. 1998. N 1).
В Положении определен порядок прохождения профессиональной подготовки, закреплены требования, которые предъявляются к лицам, направляемым на профессиональную подготовку и допускаемым к теоретическим и практическим испытаниям.
В соответствии с п. 4 Положения профессиональная подготовка машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Для лиц с высшим и средним специальным образованием по тяговым специальностям разрешается проводить профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.
Лица, направляемые на профессиональную подготовку, должны иметь группу профессиональной пригодности в соответствии с медицинскими указаниями по проведению психологических обследований в локомотивном хозяйстве, утв. указанием МПС России от 25 ноября 1993 г. N 226у.
К теоретическим испытаниям на право управлять локомотивом (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонным подвижным составом (электропоезд, дизель-поезд) на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии: квалификации слесаря по ремонту локомотива, моторвагонного подвижного состава не ниже 3 разряда; стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива, установленного названным Положением; свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения (п. 2 Положения).
3. Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц утверждено Положение о порядке прохождения испытаний и выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации (БНА РФ. 2000. N 3).
Согласно п. 4 указанного Положения профессиональная подготовка помощников машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.
К профессиональной подготовке на профессию помощник машиниста локомотива допускаются лица, имеющие:
а) медицинскую карту с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе помощником машиниста локомотива;
б) заключение о психологической профессиональной пригодности не ниже 1 группы по результатам профессионального отбора, проводимого в соответствии с нормативными актами МПС России, утвержденными в установленном порядке.
Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям "Локомотивы", "Электрический транспорт", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог", могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива (при представлении документов, перечисленных в подп. "а" и "б" п. 4 Положения) без дополнительного обучения. Для этой категории лиц разрешается также проводить подготовку помощников машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.
Лица, имеющие неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по указанным выше специальностям, могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощника машиниста после профессиональной подготовки без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.
4. В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.
Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с изм. на 10 января 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2003. N 2. Ст. 167).
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А") - лицам, достигшим 16-летнего возраста;
автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;
автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;
составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.
К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается также самостоятельная подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ.
Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. ст. 25, 26 Федерального закона).
5. Как предусмотрено ст. 53 ВК, лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения при наличии сертификата (свидетельства).
Подготовка специалистов соответствующего уровня проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты и лицензии (ст. 54 ВК).
6. Повышенные требования установлены при приеме на работу членов экипажей судов: проведение освидетельствования, истребование документов о необходимом образовании (для занятия должностей командного состава, например, капитана, штурмана, требуется наличие двух документов - о соответствующем специальном образовании и о праве на управление судном конкретной группы, а также определенный стаж плавания).
Статья 57 КТМ обязательным условием приема на работу на судно всех членов экипажа предусматривает получение согласия капитана судна.
7. В ч. 2 ст. 328 ТК в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.
Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, например, водителей транспортных средств и кандидатов в водители - определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. В связи с этим они проходят предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом (ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
На железнодорожном транспорте действует Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 (СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4506). В нем профессии и должности работников распределены по 6 группам: группа машинистов, водителей и их помощников; диспетчерско-операторская группа; станционно-маневровая группа; группа, обслуживающая поезда в пути следования; группа пути; группа энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи.
Круг лиц, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, сроки проведения таких осмотров и основные обязанности должностных лиц, ответственных за их организацию, определены Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц (БНА. 1999. N 18, 19).
Согласно п. 9 указанного Положения решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно-экспертная комиссия ЛПУ МПС России, которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в т.ч. предусмотренной производственной практикой в период обучения в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта.
Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты