Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 23 трудового кодекса

1. В Трудовой кодекс впервые включен раздел, объединяющий нормы, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда.
Социальное партнерство, являясь сложным социологическим феноменом, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой - идеологию такого сотрудничества.
Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости.
После второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Европы в развитии государственной поддержки коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организацией и формировании консультативных органов с участием представителей работников и работодателей.
Главной задачей социального партнерства в сфере труда является создание и применение трудовых норм, регламентация труда.
2. Комментируемая статья впервые дает легальное определение социального партнерства. Необходимо подчеркнуть, что оно сформулировано в общем виде, однако его содержание дает основание для сужения этого понятия. В ст. 23 и других статьях раздела речь идет лишь о социальном партнерстве в сфере труда.
3. Буквальное прочтение ч. 1 ст. 23 приводит к выводу о том, что основным назначением "системы взаимоотношений" между работниками, работодателями и органами государственной власти или органами местного самоуправления выступает согласование интересов основных социальных классов общества по вопросам регулирования общественных отношений в сфере труда. Однако это существенно сужает представление о социальном партнерстве, которое можно сформировать на основе анализа его форм (см. коммент. к ст. 27 ТК). Поэтому понятие, данное в комментируемой статье, должно применяться с учетом ст. ст. 26, 27 ТК. Отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем участие в установлении трудовых норм.
4. Понятие социального партнерства, сформулированное в комментируемой статье, подчеркивает трехсторонний характер сотрудничества. Однако в соответствии со ст. 26 ТК и сложившейся практикой социальное партнерство включает двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей) и трехстороннее взаимодействие с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления.
При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. К ним относятся:
Правительство РФ (ст. 35 ТК);
Министерство труда и социального развития РФ, традиционно принимавшее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне;
администрация области (края), правительство республики, орган исполнительной власти города федерального значения, автономной области, автономного округа (в соответствии с законами субъектов Российской Федерации);
органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20 Закона о занятости).
Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.
5. Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.
Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утвержденные совместно или с учетом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения представителей работников.
6. Взаимодействие социальных партнеров может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия, координации своих действий. Например, создание на паритетных началах органов (координационные комитеты по занятости), совместное участие в управлении внебюджетными фондами (см. коммент. к ст. 27 ТК).
7. Закон разделяет участников и стороны социального партнерства.
Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. коммент. к ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств (см. коммент. к ст. 25 ТК). Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 Кодекса.
8. В связи с принятием Кодекса законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей положениям Кодекса. Понятия социального партнерства, данные в указанных законах, необходимо привести в соответствие с комментируемой статьей.

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты