Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 212 трудового кодекса

1. Учитывая, что многие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленные в комментируемой статье, конкретизированы в отдельных статьях раздела "Охрана труда" и других разделов и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут (вместо этого даются отсылки к соответствующим статьям).
2. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.
О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211 ТК.
Об обеспечении безопасности применяемых в производстве сырья и материалов см. п. п. 4, 5 коммент. к ст. 215 ТК.
3. Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента и т.д.).
Об обеспечении средствами индивидуальной защиты см. коммент. к ст. 221 ТК.
Обеспечение работников средствами коллективной защиты осуществляется работодателем в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и другими нормативными правовыми актами, которыми установлены требования безопасности к конкретному виду производства, производственному процессу, оборудованию, инструменту и т.д.
4. Обеспечение работодателем соответствия рабочих мест требованиям охраны труда означает, что их расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. должны быть безопасными и не угрожать жизни и здоровью работников. Как указывалось в комментарии к ст. 211 ТК, требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актах. Например, организациям г. Москвы при оборудовании рабочих мест и поддержании их в безопасном состоянии рекомендуется соблюдать следующие требования охраны труда.
Рабочие места должны быть обеспечены необходимой технологической оснасткой, предохранительными устройствами, приспособлениями и другими средствами, обеспечивающими здоровые и безопасные условия труда. Оборудование, оргоснастка, вспомогательные приспособления, режущий, измерительный и вспомогательный инструменты, материалы, заготовки, комплектующие и готовые детали, изделия и предметы ухода за рабочим местом должны размещаться на рабочем месте так, чтобы были обеспечены условия для безопасной работы.
У рабочих мест должны быть предусмотрены площадки для размещения материалов и деталей на период их обработки. Заготовки и обработанные детали должны размещаться только на отведенной для этой цели площадке в специальной таре или в устойчивых стопах (штабелях, пакетах) высотой не более 1 м для металлических деталей и 1,7 м - для деревянных.
На оборудовании, столах, механизмах и т.п. не должны находиться предметы, не требующиеся по условиям производства.
Рабочие места электросварки, находящиеся в производственном помещении, должны быть ограждены постоянными или переносными щитами высотой не менее 1,8 м, а многопостовые трансформаторы и генераторы должны быть ограждены переборками высотой 2,5 м, исключающими доступ посторонних лиц, и т.д. (раздел 11 "Организация рабочего места" Методических указаний по охране труда для организаций города Москвы, утв. распоряжением Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 1140-РП, с приложением Перечня нормативных правовых актов по охране труда, используемых в Методических указаниях - Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. N 42. С. 46).
Безопасные условия труда и надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.
Если в правилах отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, работодатель должен обеспечить работникам безопасные условия труда.
Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. На крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с соответствующими органами государственного надзора.
Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу (назначении на новую должность).
Перед началом работ их руководитель (начальник производства, мастер, бригадир и т.п.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.
Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечить радиационную безопасность при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона "О радиационной безопасности населения").
С 1998 г. введена ежегодная радиационно-гигиеническая паспортизация организаций - системная оценка влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.
Радиационно-гигиенические паспорта организаций представляются на заключение в Государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ. На основе заключения должны быть разработаны меры по нормализации радиационной обстановки. Типовые формы радиационно-гигиенических паспортов утверждены 21 июня 1999 г. Приказом Минздрава России N 240, Госатомнадзора России N 65, Госкомэкологии России N 289 (БНА. 1999. N 30).
Работодатель обязан также осуществлять специальные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности, а именно: принимать меры, исключающие возможность контакта работников с канцерогенными веществами; заменять канцерогенные вещества и факторы неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами; максимально ограничивать число лиц, подвергающихся воздействию канцерогенных факторов; при проектировании или реконструкции производств отдавать предпочтение непрерывным, безотходным технологическим процессам с максимальной степенью автоматизации и механизации, а также герметичному оборудованию; предусматривать эффективные способы очистки выбросов и др. (раздел 4 Перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека (ГН 1.1.725-98), утв. Главным санитарным врачом РФ 23 декабря 1998 г. ("Охрана труда и социальное страхование". 1999. N 7. С. 90).
Для выявления и учета предприятий, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, разработки мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, своевременного проведения мероприятий по охране здоровья работников проводится санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных производств в соответствии с методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, и в сроки, согласованные с территориальными центрами Госсанэпиднадзора (МУ 1.1.688-98 - "Охрана труда и социальное страхование". 1999. N 8. С. 71).
5. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест - это система анализа и гигиеническая оценка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Эта работа регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, утв. Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (Бюллетень Минтруда России. 1997. N 5. С. 35), в соответствии с которым сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации; при их отсутствии для этого привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора либо лаборатории, аккредитованные на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями, имеющими разрешение органов государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на проведение таких работ.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда создаются аттестационные комиссии организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест. В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов, руководителей подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюзов, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.
Аттестационная комиссия организации:
составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;
выявляет на основе анализа причин производственного травматизма в организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование;
составляет перечень опасных и вредных производственных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте исходя из характеристики технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;
присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда.
Для проведения в ходе аттестации рабочих мест более точной гигиенической оценки условий и характера труда в зависимости от вредных факторов на рабочих местах должны использоваться Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Р.2.2.755-99), утв. Минздравом России 23 апреля 1999 г. и введенные в действие с 1 сентября 1999 г.
Закрепленные в данном акте критерии оценки условий труда и рекомендуемая классификация условий труда позволяют не только оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом всех вредных факторов, их сочетаний и комбинаций, но и прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний либо других нарушений здоровья.
После аттестации рабочих мест руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее результаты.
С учетом этих результатов аттестационная комиссия разрабатывает предложения о порядке подготовки подразделений к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда и намечает мероприятия, конкретизирующие содержание такой подготовки.
Для оценки качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель может обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, с запросом о проведении государственной экспертизы условий труда и выдаче ему соответствующего заключения. Порядок проведения такой экспертизы установлен Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).
На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предложений совместных комитетов (комиссий), работников или уполномоченных представителей органов работников, а также с учетом предложений Федеральной инспекции труда и других федеральных органов надзора, заключений экспертов о техническом состоянии производственного оборудования и др. в организациях осуществляется планирование мероприятий по охране труда. Минтруд России 27 февраля 1995 г. утвердил Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда (Бюллетень Минтруда России. 1995. N 3. С. 21), где приводится примерный перечень таких мероприятий и указываются нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются также при анализе и оценке соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляемых в процессе сертификации работ по охране труда на основании заявки организации (о сертификации работ по охране труда см. п. 12 коммент. к ст. 212 ТК).
6. Об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации см. комментарий к статьям разделов ТК "Рабочее время" и "Время отдыха".
7. Об обучении работников безопасным приемам и методам работы см. коммент. к ст. 225 ТК.
8. Об организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты см. коммент. к ст. 217 ТК.
9. Об организации проведения медицинских осмотров см. коммент. к ст. 213 ТК.
10. Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.
Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с неустранимостью воздействия вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).
Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом. В частности, сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда (раздел I Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 - М.: Приор-2000). Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах - также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях (см. коммент. к ст. 218 ТК).
В случае непредоставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. коммент. к ст. 353 ТК), в органы государственной экспертизы условий труда, а также в органы общественного контроля (см. коммент. к ст. 370 ТК).
11. Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. (разделы IV и V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80. Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5. С. 37), а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ст. ст. 9, 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать разработку и реализацию мер по предотвращению аварий (на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения) и снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и другие меры (ст. 35 Федерального закона "Об использовании атомной энергии").
Необходимость разработки плана действий, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидирующих их последствия, предусмотрена также для объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке (ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия").
12. Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по проведению аттестации рабочих мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. комментируемая статья предусматривает необходимость проведения сертификации работ по охране труда. В этих целях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда в организациях (БНА. 2002. N 33).
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.
Организационную структуру ССОТ образуют:
Минтруд России;
Центральный орган ССОТ, определяемый Минтрудом России;
центр охраны труда;
центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.
Наличие у организации сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).
13. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей (ст. 17 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).
Размер страховых взносов определяется исходя из страховых тарифов, устанавливаемых в законодательном порядке. На 2004 г. страховые тарифы предусмотрены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 167-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4853) в размерах, установленных Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" с изм. на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 622; 2003. N 50. Ст. 4853) в процентах к начисленной работодателем оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Таких классов профессионального риска Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 17-ФЗ установлено 22. Так, по группе отраслей (подотраслей), отнесенных к 4 классу профессионального риска, размер страховых взносов составляет 0,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; по группе отраслей, отнесенных к 17 классу профессионального риска, - 3,4%.
Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975 с изм. на 8 августа 2003 г. (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2003. N 33. Ст. 3270). Порядок начисления, учета и расходования средств на обязательное социальное страхование регулируется соответствующими Правилами (Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184. СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1181).
Порядок внесения в Фонд социального страхования РФ (страховщику) ликвидируемыми юридическими лицами (страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, определен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863. СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4693).
Капитализированные платежи вносятся ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.
Перечисляются эти платежи в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК страховщику они должны перечисляться в первоочередном порядке.
Аккумулированные Фондом социального страхования РФ страховые взносы используются этим Фондом на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовому договору, и в иных установленных Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний случаях путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (см. коммент. к ст. 184 ТК).
14. Законодательство об охране труда не только возлагает на работодателя обязанность обеспечить безопасные условия и охрану труда в организациях, но и предусматривает необходимость государственного надзора и общественного контроля за соблюдением требований охраны труда и определяет органы, выполняющие такие функции (см. коммент. к ст. ст. 354, 366 - 370 ТК). Работодатель обязан обеспечить допуск должностных лиц этих органов для проведения ими проверок соблюдения в организации трудового законодательства и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты