Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Комментарий к статье 143 трудового кодекса

1. Тарифная система представляет собой совокупность норм, обеспечивающих дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, интенсивности, условий, характера. Тарифная система в соответствии со ст. 143 ТК включает следующие основные элементы: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Обычно к ней относят и тарифно-квалификационные справочники.
2. Тарифная ставка - элемент тарифной системы, определяющий фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц). Размер оплаты простейших работ определяется тарифной ставкой первого разряда. Далее она увеличивается с возрастанием сложности работы.
Оклад - это ежемесячный размер повременной оплаты труда, обычно устанавливаемый либо рабочим, труд которых не поддается нормированию, либо руководителям, специалистам и служащим.
Тарифная сетка устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и их квалификации. Она состоит из тарифных ставок и тарифных разрядов. К первому разряду относятся самые простые работы, к последнему - наиболее сложные. Соотношение размеров тарифной ставки каждого разряда определяется тарифным коэффициентом. Чем сложнее работа, тем выше разряд и, соответственно, выше тарифная ставка, которая определяется путем умножения тарифной ставки 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Размер тарифных ставок и окладов организации (кроме финансируемых из бюджета и со смешанным финансированием) устанавливают самостоятельно и фиксируют в соглашениях, локальных нормативных актах, трудовых договорах.
3. Тарификация работ и присвоение разрядов работникам проводятся с учетом тарифно-квалификационных справочников, содержащих квалификационную характеристику различных видов работ в зависимости от их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также требования, которые предъявляются к знаниям и навыкам работника. На основе этих справочников определяется разряд работ и присваивается разряд работникам.
Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399) Минтруду России поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, их разработку, утвердить указанные справочники и порядок их применения.
Действующий до утверждения новых справочников Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) был утвержден в 1985 г. и являлся обязательным для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства бывшего СССР (см. также коммент. к ст. 57 ТК).
Юридической основой для определения размера должностных окладов руководителей, специалистов и служащих может служить Квалификационный справочник руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Бюллетень Минтруда России. 1998. N 12 (см. также коммент. к ст. 57 ТК). Квалификационные характеристики этих категорий работников содержат по каждой должности 3 раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В первом разделе перечисляются функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел "Должен знать" содержит требования, предъявляемые к знанию работником нормативных и иных положений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В разделе "Требования к квалификации" предусмотрен уровень общей и специальной подготовки (образование и стаж), необходимый для выполнения соответствующей работы.
Переход к новым принципам хозяйствования потребовал отказа от жесткого централизованного установления должностных окладов, и в настоящее время они определяются непосредственно в организациях с учетом должности и квалификации работника, а утвержденный в централизованном порядке квалификационный справочник носит рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
4. В целом тарифная система оплаты труда работников организаций (кроме финансируемых из бюджетов всех уровней) определяется соглашениями, коллективными договорами с учетом соответствующих квалификационных справочников и государственных гарантий в оплате труда (см. ст. 130 ТК и коммент. к ней).
5. Свои особенности имеет организация оплаты труда работников бюджетной сферы (ч. 4 ст. 143 ТК). Организации и учреждения этой сферы финансируются непосредственно государством, предлагающим как собственник такие условия оплаты, которые сочтет нужными. С учетом этого становится понятным достаточно жесткое централизованное регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, которые с точки зрения правового режима оплаты могут быть разделены на 2 категории: 1) работники, оплата труда которых производится на основе единой тарифной сетки; 2) работники, чей труд оплачивается на основании других законодательных актов.
6. Единая тарифная сетка (далее - ЕТС) утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (САПП РФ. 1992. N 16. Ст. 1253). Им утверждены: а) Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (Приложение N 1); б) разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих (Приложение N 2); в) разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы (Приложение N 3). Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением учреждений и организаций, для которых установлены особые условия оплаты.
ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). Все профессии и должности работников ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, дала возможность свести их в ЕТС в одну группу. Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы. Первая включает общеотраслевые должности, вторая - только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. Тарификация рабочих проводится по 8 разрядам (с 1 по 8). Служащие бюджетных отраслей - технические исполнители, специалисты и руководители - тарифицируются со 2 по 18 разряды.
Разряды оплаты труда работников определяются по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утв. Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. N 27/8/196 (БНА. 1993. N 1). По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда. Ставки (оклады) конкретным работникам определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент. В трудовой книжке работника делается соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке (без указания ставки).
Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4150) указанная оплата установлена с 1 января 2001 г. - в размере 132 руб. в месяц, а с 1 декабря 2001 г. - в размере 450 руб. в месяц. Соотношение между тарифными ставками (окладами) 1 и 18 разрядов определено в размере не менее 1 к 4,5. В результате принятия Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 128-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3819) эта ставка с 1 октября 2003 г. установлена в размере 600 руб. в месяц. Во исполнение Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 128-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3901) с 1 октября 2003 г. введены новые тарифные ставки (оклады), которые составляют по разрядам оплаты труда:

Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы 
Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 
Тарифные ставки (оклады) <*> 600 670 740 820 910 1010 1110 1220 1340 1470 1610 1740 1880 2020 2180 2340 2520 2700

--------------------------------
<*> Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.

При этом повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, производится в пределах средств федерального бюджета, а финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - за счет средств соответствующих бюджетов.
7. Как уже отмечалось, для отдельных категорий работников законодательством установлены особые условия оплаты труда, отличающиеся от предусмотренных Единой тарифной сеткой. Так, денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Размер их должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 17 Закона о государственной службе).
Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения в соответствии с Законом об образовании выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается, по общему правилу, по дополнительному договору. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень заработной платы в Российской Федерации, и, в частности: для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в 2 раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации, для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации; для иных работников образовательных учреждений - не ниже средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Вместе с тем для некоторых категорий работников образовательных учреждений размеры ставок и надбавок установлены законодательством. Так, в соответствии с Законом о профессиональном образовании минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к окладам (ставкам) в размере: 40% - за должность доцента; 60% - за должность профессора; не ниже 3-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень кандидата наук; пятикратного минимального размера оплаты труда за ученую степень доктора наук (ст. 30).
Размеры должностных окладов судей Российской Федерации устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ. Должностные оклады работников аппаратов судов устанавливаются применительно к должностным окладам работников аппаратов соответствующих законодательных (представительных) органов власти, а в районах - применительно к должностным окладам работников аппаратов глав администрации. Заработная плата судей Российской Федерации состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет, 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка. Аналогичные составляющие входят в заработную плату работников аппарата судов Российской Федерации (Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" с изм. на 28 июня 2002 г. СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144; 2002. N 26. Ст. 2522).
Денежное содержание прокурорских работников включает должностной оклад, доплату за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, надбавку за ученую степень, денежное поощрение (премию) по итогам работы за квартал и год, стоимость продовольственного пайка. Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора РФ. Надбавки за ученую степень выплачиваются кандидатам наук в размере 5% и докторам наук - 10% должностного оклада. Денежное поощрение по итогам работы за квартал и год определяется по нормам, предусмотренным для работников органов исполнительной власти (Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).


Авторы: коллектив под рук. Ю.П. Орловского


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты