Комментарии:
ГК 1 2 3 4 5 6
Жилищный
Административный
Таможенный
Трудовой
Уголовный






Жилищный кодекс Комментарий к статье 2

Статья 2 ЖК РФ устанавливает порядок обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище. Такие условия, по замыслу законодателя, прежде всего должны обеспечиваться органами государственной власти и местного самоуправления. Именно они, являясь проводниками государственной жилищной политики, в пределах своей компетенции должны поощрять жилищное строительство, а также обеспечивать создание условий для осуществления права на жилище.
В целях выполнения этой обязанности, закрепленной не только в ЖК РФ, но и в Конституции Российской Федерации, государственные и муниципальные органы, в частности, обязаны:
содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Под содействием развитию рынка жилья следует понимать, во-первых, выработку и реализацию комплекса управленческих и хозяйственных мер, создающих наиболее благоприятные условия для гражданского оборота жилых помещений. При этом указанные меры могут быть направлены как на организации, так и на граждан, для которых, например, могут быть разработаны соответствующие программы социального обеспечения жильем и т.д. Во-вторых, содействие подразумевает устранение существующих или возможных юридических или фактических препятствий для свободного оборота жилых помещений. Такие препятствия должны устраняться в рамках закона независимо от того, по чьей вине они возникли;
использовать бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;
предоставлять гражданам в установленном порядке жилые помещения по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В данном случае речь идет, во-первых, о предоставлении жилья в социальный наем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но в силу своего материального положения не способным самостоятельно удовлетворить жилищную потребность. Во-вторых, о предоставлении жилья в коммерческий наем гражданам, также нуждающимся в жилье, но имеющим возможность оплачивать его наем в полном объеме;
обеспечивать государственный контроль за исполнением жилищного законодательства, защиту прав собственников недвижимости в жилищной сфере, прав пользователей жилых помещений и потребителей коммунальных услуг. Под государственным контролем за исполнением жилищного законодательства следует понимать, во-первых, контроль за соблюдением жилищных прав граждан, исполнением ими своих жилищных обязанностей, во-вторых, контроль за действиями всех остальных участников жилищных отношений с целью обеспечения их правомерного поведения в жилищной сфере. Защита прав собственников жилищной недвижимости, прав пользователей жилых помещений и потребителей коммунальных услуг подразумевает, что органы государственной власти и местного самоуправления содействуют реализации правовых методов самозащиты права собственности, права владения и пользования жильем, а в случаях, прямо предусмотренных законом, осуществляют непосредственную защиту указанных прав, используя при этом свои административные, экономические и хозяйственные возможности;
стимулировать жилищное строительство в соответствии со спросом и потребностями граждан, обеспечивать контроль за соблюдением требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве. Стимулирование жилищного строительства - создание благоприятных условий для возведения новых жилых помещений. Такое содействие может осуществляться как в административном, так и в экономическом и хозяйственном аспектах. При этом комплекс мер по стимулированию жилищного строительства в своей основе должен иметь глубинный анализ спроса и предложения на рынке жилья, а также анализ потребности в жилье социально незащищенных категорий граждан, с тем чтобы, с одной стороны, вновь возводимого жилья было достаточно для планомерной реализации его на рынке, а также для распределения среди нуждающихся. С другой стороны, не должно происходить перепроизводства жилых помещений, т.е. строительство их в таких объемах, которые не сможет потребить рынок жилых помещений. Ведь перепроизводство жилья, как и любой другой продукции, оказывает негативное влияние на экономику того или иного населенного пункта или региона. Следовательно, уполномоченные органы обязаны проводить анализ жилищного спроса и предложения, разрабатывать обоснованные программы жилищного строительства.
ЖК РСФСР не знал аналогичной нормы. Статьи 11 - 15 прежнего Кодекса содержали лишь разграничение полномочий между государственными органами Союза ССР, РСФСР, автономных республик, краев и областей, а также городскими, районными, сельскими и поселковыми органами государственной власти в сфере управления жилищным фондом и жилищными отношениями. Эта группа норм регулировала в первую очередь административные отношения, связанные с управлением в жилищной сфере. Комментируемая статья, в отличие от указанных статей ЖК РСФСР, акцентирует внимание прежде всего на полномочиях государственных органов и органов местного самоуправления по содействию реализации, обеспечению и защите жилищных прав и обязанностей субъектов жилищных отношений. Следовательно, ст. 2 ЖК РФ имеет социально-гражданскую направленность, тогда как указанные статьи ЖК РСФСР решали прежде всего вопросы административного характера.

Автор: В.В. Глазов


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты