Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Преступление и его виды в мусульманском праве

Преступление и его виды в мусульманском праве

Разрабатывая религиозную доктрину преступления, мусульманские юристы исходят из двух основополагающих религиозно-философских начал. Прежде всего они считают, что все поступки и даже мысли людей предопределяются волей Аллаха. По мнению представителей большинства мусульманских правовых школ, установленные божественным откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов.

Другим принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воли Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских ученых-юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение – не просто отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время – религиозный грех, влекущий наказание Аллаха.

В мусульманском уголовном праве преступления делятся на три основных категории – хадд, кисас и тазир.

«Хадд» – обозначение преступлений, наказуемость которых определена в Коране и сунне. К этой категории преступлений относятся, например, прелюбодеяние, обвинение в неверности, клевета на целомудрие, распутство, воровство, пьянство, отступничество от ислама. Однако в доктрине к преступлениям категории «хадд» относятся некоторые преступления против государства. В частности, в Саудовской Аравии – это: посягательство на главу государства, восстание, бунт, неповиновение властям, расцениваемые как подрыв мусульманского строя, за которые Коран и сунна установили единственное наказание в виде смертной казни.

«Кисас» – преступление, за совершение которого положено «воздаяние равным», а также возможна выплата выкупа («дийа»). Примером преступления относимого к этой категории, является причинение ранения или увечья.

«Тазир» – это преступление, наказание за совершение которого точно не установлено Кораном, сунной или единогласным мнением муджахидов (признанных знатоков шариата). К этой группе преступлений могут быть отнесены, например, посягательства на права общины или личные интересы, не подпадающие под категории хадд и кисас. Мусульманские юристы преступления категории «тазир» делят на две группы:
а) против религии, общественного порядка и морали;
б) против интересов личности. 

Преступность деяний, подпадающих под перечисленные категории, нередко прямо установлена в уголовном законодательстве государств мусульманского системы. С другой стороны, имеется ситуации, когда уголовный закон содержит только преступления категории «тазир», а ответственность за преступления категории «хадд» и «кисас» возлагается в соответствии с нормами некодифицированного мусульманского права (например, в ст. 1 УК Объединенных Арабских Эмиратов 1987 г.)

Уголовно-правовой доктрине большинства мусульманских (в первую очередь - арабских) стран неизвестно понятие общего состава преступления. Под влиянием европейского континентального (преимущественно французского) уголовного права, в исламской юридической литературе используются понятия «элементы преступления, составляющие каждое отдельное преступление», и «элементы, присущие всем без исключения преступлениям». Например, общими элементами преступления по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов являются: легальный, материальный и моральный.

В нормах шариата нет однозначного указания на возраст человека, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно. Так, ст. 49 УК Судана 1983 г., говоря о минимальном возрасте уголовной ответственности, упоминает о «возрасте половой зрелости». С другой стороны, в ряде мусульманских стран минимальный предел возраста уголовной ответственности установлен на очень низком уровне (например, в Иране уголовная ответственность наступает по достижении 6-ти лет).

Преступление должно быть совершено по собственной воле. Вынужденный характер деяния исключает виновность лица в его совершении. Например, если будет доказано, что кража еды совершена голодным человеком, который долгое время не мог найти работу, то вина за преступление ляжет на общину, которая в этом случае должна обеспечить работой и деньгами человека, вынужденно совершившего воровство.

В исламской доктрине тяжесть совершенного преступления и, соответственно, вид наказания во многом ставится в зависимость от формы вины. Например, согласно саудовской религиозной традиции, в случае умышленного убийства потерпевшей стороне предлагается выбирать одно из трех: «воздаяние равным» (т.е. смертную казнь убийцы), прощение преступника или принятие «выкупа за кровь». Право выбора принадлежит родителям убитого, при отсутствии таковых – ближайшим родственникам. За неосторожное убийство винновый должен уплатить «выкуп за кровь» и нести религиозное покаяние.

Мусульманское уголовное право сохраняет неравный правовой статус мужчины и женщины как субъекта преступления и потерпевшего от преступления. Так, в соответствии со ст. 5 УК Ирана, если мужчина-мусульманин умышленно убил женщину-мусульманку, то его следует приговорить к возмездию (если отсутствует «выкуп за кровь»), но попечитель женщины обязан уплатить убийце половину «цены крови» до того, как казнить его по разрешению мусульманского суда. Если женщина-мусульманка умышленно убила мужчину-мусульманина, она должна быть приговорена к возмездию, а попечитель не должен ничего платить за кровь. Если достигнут договор о «выкупе крови» (100 верблюдов, либо 200 быков, либо 2000 баранов, либо их денежный эквивалент), то, согласно традиции, цена выкупа за жизнь женщины вдвое меньше, чем таковая за жизнь мужчины. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты