Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Наказание в мусульманском уголовном праве

Наказание в мусульманском уголовном праве

Одной из основных идей, лежащих в основе уголовного наказания в мусульманских странах является религиозная доктрина милосердия Аллаха. В Коране говорится: «Отплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха». Из этой посылки следует возможности широкого исполнения смертной казни, применения наказания по принципу талиона, а также «выкупа преступления» («дийи») посредством возмещения потерпевшему. Существует настоящая шкала размера выкупа, зависящая от вида преступления. Так, при нанесении телесных повреждений «изуродование обеих рук или обеих ног дает повод к целому платежу крови, за один член – к половине, за один палец – к десятой части, за один сустав пальца – к тринадцатой, за один зуб – к двадцатой. Если последствием раны был паралич, то штраф будет – половина цены крови».

Арабские ученые отмечают, что о системе наказаний по мусульманскому праву можно говорить лишь применительно к преступлениям категории «хадд» и «кисас», т.к. наказания за преступления категории «тазир» назначаются по усмотрению суда. Предусмотренные шариатом наказания классифицируются следующим образом:
а) основные (например, смертная казнь путем забрасывания камнями - за прелюбодеяние или отсечение кисти руки - за кражу);
б) альтернативные - те, которые могут заменять основные (например, «дийя» - в случае убийства);
в) дополнительные - те, которые должны быть исполнены после основного (например, ношение отсеченной руки на перевязи так, чтобы все видели, что вор наказан);
г) сопутствующие - те наказания, которые являются автоматическим следствием вынесения основного наказания (например, лишение отцеубийцы наследства или лишение лжесвидетеля права быть свидетелем до конца жизни).

В исламе существуют три основные вида преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, супружеская неверность и хула на ислам, исходящая от вероотступника (бывшего мусульманина).

В случае убийства наказание в виде смертной казни возможно в силу принципа «воздаяния равным», причем способ казни нередко соответствует способу лишения жизни потерпевшего. Забивание камнями до смерти – наказание, применяемое к виновным в прелюбодеянии (в ряде исламских стран – за изнасилование). Смертная казнь назначается бывшим мусульманам-вероотступникам, виновным в оскорблении Бога: религиозная доктрина ислама исходит из того, что такой человек подрывает устои мусульманского общества, если он не раскается в отступничестве.

В государствах мусульманской системы широко распространены наказания, связанные с причинением преступнику физических увечий и страданий. В первую очередь, наказание по принципу талиона (если нет прощения или выкупа) назначается за причинение телесных повреждений. При этом наносимое в качестве наказания ответное телесное повреждение должно в точности соответствовать причиненному жертве. Если такое соответствие установить невозможно, по усмотрению судьи, в материальном исчислении возмещается разница.

Однако телесные наказания применяются и за совершение иных преступлений, не связанных с посягательством на телесную неприкосновенность. Например, наказанием за воровство чужой личной собственности служит отрубание кисти руки (в Коране написано: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха»). Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований, а его стоимость не должна быть ниже определенного минимума.

Бичеванию подвергаются виновные в ложном обвинении в прелюбодеянии. Коран устанавливает наказание за это преступление следующим образом: «А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, - побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники, кроме тех, которые потом отвратились и исправились».

Нередко в уголовном законодательстве исламских государств пределы применения наказания четко не определены. Например, ст. 64(3) УК Судана гласит, что когда в любом из разделов кодекса встречается выражение «тюремное заключение» без указания конкретного срока, это означает тюремное заключение на любой период, который суд сочтет подходящим в данных условиях. Ст. 64(8) этого же закона устанавливает, что термин «наказание плетьми», упомянутый в любой из статей кодекса без определения числа ударов, может означать любое число ударов от 25 до 100.

Иногда наказуемость деяния напрямую зависит от вероисповедания виновного. Так, в ст. 318 УК Судана говорится, что шариатское наказание за прелюбодеяние (т.е. забивание камнями) не будет применяться к лицам, «Божественная религия которых предполагает другое наказание за это преступление». В этом случае преступник будет наказан в соответствии с законами собственной веры. Если же религия преступника не предусматривает наказания за это преступление, его нельзя присудить более чем к 8-10 ударам плетьми и штрафу или к тюремному заключению сроком более чем на 1 год. Аналогично обстоит дело с таким преступлением категории «хадд», как распитие спиртных напитков: наказанию в виде бичевания обычно подвергаются только мусульмане (немусульмане обычно платят штраф или отбывают тюремное заключение). Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты