Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Порядок производства в суде надзорной инстанции

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Порядок производства в суде надзорной инстанции может быть разделен на два этапа:

Первый этап: надзорная жалоба (представление) сама по себе еще не означает автоматического внесения дела на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции.

По терминологии закона надзорная жалоба и надзорное представление — это лишь ходатайство перед судом о принятии дела на рассмотрение.

Согласно положениям гл. 48 УПК РФ жалоба, поданная участником процесса, предварительно рассматривается судьей надзорной инстанции в течение тридцати суток со дня поступления и только при его положительном решении выносится на рассмотрение соответствующего суда.

Включение в УПК РФ подобного положения сделало, с одной стороны, деятельность судей по рассмотрению надзорных жалоб и представлений процессуальной (в соответствии с УПК РСФСР подобная деятельность не регламентировалась законом и, следовательно, носила непроцессуальный характер). Но с другой стороны, исходя из смысла ч. 2 ст. 406 УПК РФ, судья вправе отклонить жалобу (представление) без истребования и изучения уголовного дела. Сделать же обоснованный вывод о правосудности приговора (или иного судебного решения), ознакомившись лишь с жалобой, вряд ли возможно. Конечно, судья изучает не только надзорную жалобу (представление), но и иные документы, указанные в ч. 2 ст. 404: копию судебного решения, которое обжалуется, копии решений суда второй и надзорной инстанций, если они выносились по данному делу, а также копии процессуальных документов, предоставленных заявителем, которые, по его мнению, подтверждают доводы жалобы. Однако нередко и этих материалов недостаточно для принятия обоснованного решения. В качестве выхода из подобной ситуации возможно использование механизма, предусмотренного для кассационного производства, — возложение на судью обязанности истребовать дополнительные письменные объяснения от всех заинтересованных в деле лиц. Однако возложение такой обязанности на судью противоречит самой природе деятельности надзорной инстанции, которая пересматривает решение суда исключительно на основе материалов уголовного дела. Кроме того, эти материалы включают протоколы и решения суда первой (а возможно, и второй) инстанции, в которых мнение заинтересованных лиц выражено достаточно четко. Поэтому наиболее правильным законодательным решением данной проблемы представляется возложение на судью обязанности истребовать уголовное дело во всех случаях, когда им принимается решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления). Изучив надзорную жалобу (представление), судья выносит одно из следующих постановлений:

1)          о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано;

2)          об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления. Данное решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе отменить такое решение и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап производства в суде надзорной инстанции — это собственно рассмотрение надзорной жалобы (представления). Президиум краевого, областного и приравненного в ним суда должен рассмотреть надзорную жалобу (представление) не позднее пятнадцати суток, а Верховный Суд РФ — не позднее тридцати суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие соответствующий прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорной жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

В надзорной инстанции полностью исключено действие таких общих условий судебного разбирательства, как непосредственность и устность. Объектом проверки и оценки здесь являются исключительно материалы уголовного дела, которые докладываются одним из судей — членов надзорной инстанции. В его изложении остальные судьи воспринимают обстоятельства дела. Те объяснения, которые могут дать присутствующие на заседании суда надзорной инстанции осужденный, оправданный, их защитник или законный представитель, потерпевший и его представитель, не могут рассматриваться как доказательства и нигде не фиксируются. Точнее говоря, на практике составляются общие протоколы заседания президиумов судов. Однако если дело рассматривается в надзорном порядке Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, то ведение протокола не является обязательным.

УПК РФ не предусматривает и возможности использования дополнительных материалов при пересмотре дела в надзорном порядке. УПК РСФСР также не содержал подобной нормы. Однако и в теории, и на практике широко распространено мнение о возможности использования дополнительных материалов при данной форме проверки приговоров. Обосновывая правовую природу этого, некоторые авторы предлагают исходить из возможности применения аналогии в уголовно-процессуальном праве: если ст. 377 УПК РФ предусматривает возможность использования дополнительных материалов судом кассационной инстанции, то подобное должно быть допустимо и в надзорной инстанции.

УПК РФ устанавливает, что суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им (ст. 410). Это связано с тем, что специфическими условиями деятельности суда надзорной инстанции является невозможность проведения судебного следствия. А без исследования доказательств по существу практически невозможно проверить обоснованность вынесенного решения. Поэтому суд надзорной инстанции должен на основании имеющихся в деле материалов оценивать лишь соответствие решения суда нормам материального и процессуального законодательства. И если новые материалы (ими могут быть различные документы, носящие официальный характер и не противоречащие имеющимся в деле доказательствам) свидетельствуют о допущенных нарушениях закона, то на их основании приговор может быть изменен или отменен (а дело передано на новое судебное рассмотрение либо прекращено производством).

После дачи присутствующими представителями сторон объяснений они удаляются из зала судебного заседания и президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ — определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорная жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты