Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Понятие и значение производства в надзорной инстанции, его отличие от кассационного производства. Суды, рассматривающие надзорные жалобы и представления

Приговор, вступивший в законную силу, приобретает свойство непоколебимости, значимость закона, и его исполнение обеспечивается всей принудительной силой государства. Во многом именно поэтому деятельность по его пересмотру принято относить к исключительным стадиям процесса.

Российскому уголовному процессу известны две формы пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда:

1)          деятельность надзорной инстанции;

2)          возобновление дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Данные процедуры призваны обеспечить исправление судебных ошибок, с тем чтобы, исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности, гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод человека и гражданина. По своему содержанию и предназначению пересмотр вступивших в законную силу, т.е. окончательных судебных решений, — дополнительный способ обеспечения правосудности приговоров, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты.

Новый УПК РФ подверг надзорный порядок пересмотра судебных решений важным преобразованиям. Появились элементы свободы обжалования в виде «надзорной жалобы», равенство прав сторон при инициировании надзорного производства, обязательность предварительного рассмотрения надзорных жалоб и представлений, допустимость надзорного производства исключительно с целью реабилитации или улучшения положения осужденного.

В соответствии с советским уголовно-процессуальным законодательством инициировать проверку приговора надзорной инстанцией могли только определенные должностные лица — представители обвинения или вышестоящий суд.

Жалоба же, принесенная участвующими в деле лицами, в том числе и стороной защиты, сама по себе не являлась поводом для возбуждения надзорного производства. Во многом именно поэтому деятельность в надзорной инстанции рассматривалась в качестве особой, исключительной стадии уголовного судопроизводства.

Подобное положение не могло не вызывать возражений по целому ряду причин. Прежде всего это касалось наделения суда (в лице председателя вышестоящего суда) правом принесения протеста в порядке надзора на оправдательные приговоры. Возражения возникали также в связи с мягкостью назначенного наказания и юридической квалификацией деяния (ст. 371 УПК РСФСР). Подобные полномочия искажали природу судебной деятельности и противоречили единственно выполняемой судом функции осуществления правосудия.

Кроме того, установленный УПК РСФСР порядок надзорного производства ограничивал действие конституционного принципа обеспечения обвиняемому права на судебную защиту и подрывал действие принципа состязательности в российском уголовном процессе. И хотя согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ (закона, имеющего прямое действие) осужденный был вправе непосредственно обратиться с жалобой в суд надзорной инстанции, судебная практика, по сути, исключала такую возможность, блокируя действие нормы Основного Закона даже в случаях очевидного противоречия приговора суда или кассационного определения нормам материального или процессуального закона.

Положения нового УПК РФ, согласно которым деятельность суда надзорной инстанции инициируется жалобой участника процесса, защищающего свои или представляемые интересы, и права сторон на принесение такой жалобы равны, устранили указанные негативные моменты пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, внесли в него некоторые элементы состязательности.

Производство в надзорной инстанции — стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

Надзорные жалобы приносятся в следующие судебные инстанции (ст. 403 УПК РФ):

1)          на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда — в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;

2)          на судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора, — в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда; приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в кассационном порядке; постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним судов — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;

3)          на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;

4)          на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5)          на определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания — в президиум Верховного Суда РФ.

Деятельность суда надзорной инстанции имеет ряд общих черт с деятельностью суда кассационной инстанции:

1)          у них общие цели — исправление судебных ошибок и обеспечение единства судебной практики,

2)          они выступают важнейшими гарантиями прав и законных интересов участников процесса,

3)          едиными являются установленные законом основания к отмене или изменению судебных решений кассационной и надзорной инстанциями,

4)          они являются формами процессуального руководства со стороны вышестоящих судов деятельностью нижестоящих.

Вместе с тем между этими формами проверки судебных решений есть и ряд существенных различий:

1)          прежде всего, различным является предмет пересмотра (в кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, а в надзорном — судебные решения (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу;

2)          кассационный пересмотр судебного решения может осуществляться как с целью улучшения, так и с целью ухудшения положения осужденного (если принесены соответствующая жалоба потерпевшим или представление прокурором); надзорный пересмотр судебного решения с целью ухудшения положения осужденного недопустим;

3)          суд кассационной инстанции при проверке приговора или иного судебного решения по общему правилу ограничен доводами кассационной жалобы (представления) и вправе проверить дело только в пределах заявленных в жалобе (представлении) требований. При проверке судебного решения надзорной инстанцией действует ревизионное начало, т.е. суд не связан доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорная жалоба (представление) принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных;

4)          различными являются сроки принесения кассационных (десять дней) и надзорных (сроками не ограничены) жалоб и представлений. Кроме того, кассационные жалобы (представления) приносятся в суд, вынесший обжалуемое решение, а надзорные — непосредственно в суд надзорной инстанции.

К надзорной жалобе или представлению должны быть приложены:

1)          копия приговора или иного решения, которое обжалуется;

2)          копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

3)         в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты