Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Американское уголовно-процессуальное право

Уголовный процесс Соединенных Штатов Америки

Американское уголовно-процессуальное право состоит из федерального права и права отдельных штатов.

Федеральное уголовно-процессуальное право основывается: на Конституции США; актах Конгресса; Федеральных правилах уголовного процесса для федеральных судов; иных правилах, издаваемых Верховным Судом США, федеральными судами, федеральными исполнительными властями. Уголовно-процессуальное право отдельных штатов крайне противоречиво и разобщено. В настоящее время к числу наиболее авторитетных правил уголовного судопроизводства, утвержденных Верховным Судом США, относятся: Федеральные правила уголовного судопроизводства по разбирательству дел о менее опасных преступлениях федеральными магистратами (1980г.); Правила доказывания (1972г.); Правила апелляционного производства (1986г.); Правила производства Верховного Суда США (1980г.); Правила рассмотрения в федеральных судах дел в соответствии с § 2254 раздела 28 Свода законов США, а также Правила рассмотрения в федеральных судах в соответствии с § 2255 раздела 28 Свода законов США (1976 г.) - в этих Правилах речь идет о судебном контроле за арестом и содержанием под стражей, которые применяются по решению федеральных судов и судов штатов. Кроме названных подзаконных актов уголовное судопроизводство в США регулируется также актами Президента США (Правила рассмотрения дел в военных судах), приказами и инструкциями Генерального атторнея США (по вопросам деятельности ФБР). Во многих штатах уголовно-процессуальное законодательство представляет собой конгломерат принятых в разное время законов, которые объединены в соответствующих разделах Сводов законов штатов. При всех различиях этих законов есть и общее - это сравнительно детальная регламентация судопроизводства в суде. Что касается расследования преступлений, то оно по общему правилу регламентируется подзаконными актами, издаваемыми Верховными судами штатов. Важным источником уголовно-процессуального права США на разных уровнях остается неписаное (прецедентное) право, основанное на рассмотренных ранее конкретных уголовных делах.

В американском уголовном процессе, как и в английском, предусмотрены два вида уголовного преследования: 1) производство по делам, по которым должны составляться обвинительный акт или представляться информация; 2) суммарное производство. Первый из них применяется по делам об опасных преступлениях (фелонии); второй - по менее опасным преступлениям (мисдиминоры). Однако по части дел о менее опасных преступлениях в зависимости от их характера производство может проводиться так же, как и по делам первого вида уголовного преследования, - в соответствии с поправками V и VI к Конституции США, в которых закреплено право гражданина на суд присяжных.

Предварительное (досудебное) расследование в американском уголовном процессе весьма своеобразно. В нем отсутствует единый порядок расследования преступлений. Предварительное расследование в соответствии с федеральными Правилами начинается после возбуждения уголовного преследования по жалобе потерпевшего против лица, совершившего преступление. Право предварительного расследования предоставлено многим органам (около 50). Наибольшее значение среди них имеет полиция. В зависимости от подчиненности она подразделяется на федеральную полицию, полицию штатов и местную. По утверждениям американских юристов, в стране действует около 20 тысяч различных полицейских служб, связанных так или иначе с раскрытием и расследованием преступлений. Кроме федеральной полиции, в процессе досудебного расследования важную роль играют Федеральное бюро расследований (ФБР), Бюро наркотиков, подчиненные министерству юстиции; Таможенное бюро, Иммиграционная служба, Секретная служба, входящие в министерство финансов; Инспекторский отдел министерства связи и др. Эти органы расследуют преступления, предусмотренные федеральным законодательством, в пределах ведомственной компетенции. Исключением из этого правила является ФБР, которому подследственно около 200 видов преступлений (измена, шпионаж, нарушение законов о трестах, ограбление банков, похищение людей, преступления, совершенные на территории нескольких штатов, и др.).

Полиция штатов расследует преступления, предусмотренные законодательством штатов (например, кражи, вымогательство, нарушения безопасности движения). Местная полиция (полиция городов, шерифы и др.) занимается расследованием сравнительно малозначительных преступлений. На полиции лежит обязанность раскрывать преступления и в случаях, когда обвиняемые неизвестны либо не признают себя виновными.

В США действуют три уровня прокуратуры: 1) федеральная прокуратура, 2) прокуратура штатов и 3) местная прокуратура (на уровне округов и ниже). В целом в США насчитывается около трех тысяч различных прокурорских органов. Как в уголовном процессе в целом, так и в расследовании преступлений прокуратуре отводится важная роль. Права прокурора на предварительном расследовании законом практически не ограничены. Например, решение о возбуждении уголовного преследования или о прекращении его может быть принято прокурором без мотивировки.

Интересы обвиняемых и потерпевших в уголовном процессе представляют адвокаты. Законом об уголовном правосудии 1964 г. предусмотрено разъяснение магистратом или судом по каждому уголовному делу (за исключением малозначительных преступлений) обвиняемому, что он имеет право быть представленным защитником и что защитник ему будет назначен, если он не имеет достаточных средств, чтобы его нанять. В федеральном законодательстве отсутствуют четкие указания о том, пользуется ли лицо, арестованное полицией, правом иметь защитника до начала производства по делу в суде. Однако по сложившейся практике Верховного суда США (дело Эскобедо 1964 г. и дело Миранды 1966 г.) право на защиту задержанному предоставляется с первого допроса. Полиция обязана предоставить арестованному возможность обратиться к адвокату. Такому лицу, находящемуся под арестом в полиции, до допроса может быть разрешено встретиться с адвокатом или побеседовать с ним по телефону.

Предварительное производство в суде допускается лишь по делам, по которым необходимо составление обвинительного акта или информации. Судья сообщает обвиняемому, в чем его обвиняют, о его праве воспользоваться услугами защитника или отказаться от предварительного слушания дела. После этого обвинитель предъявляет доказательства и допрашиваются свидетели. Судья может принять решение о прекращении дела или о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности. В случае привлечения лица к уголовной ответственности судья все материалы передает клерку того суда, которому подсудно данное преступление. Решая вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности, судья может до суда освободить его под залог.

Предание суду во многих случаях допускается без прохождения через стадию предварительного расследования и может осуществляться на основании заявления (обвинительного акта) прокурора или, что встречается значительно реже, на основании постановления Большого жюри. Большое жюри - это коллегия присяжных, состоящая в федеральных судах из 16-23 человек; в судах штатов их может быть меньше.

Большое жюри функционирует и как орган предания суду, и как орган расследования. Заседания проходят при закрытых дверях. Большое жюри проверяет и оценивает показания как в пользу обвинения, так и в пользу защиты. Вынесенное Большим жюри или магистратом постановление о предании суду утверждается обвинителем и официально предъявляется обвиняемому. После ознакомления с обвинительным актом обвиняемый имеет право заявить ходатайство о признании вины или непризнании вины. Обвинитель прямо заинтересован в поступлении ходатайства о признании вины. Такое ходатайство означает прекращение «спора» между государственным обвинителем и обвиняемым, а поэтому атторнейская служба освобождается от сбора доказательств, вызова и допроса всех свидетелей. Суть сделок между обвинителем и обвиняемым сводится к следующему: обвиняемый признает себя виновным в менее тяжком преступлении, чем ему вменялось первоначально, а в обмен на это обвинитель рекомендует суду назначить более мягкую меру наказания. Хотя по правилам процесса судья должен удостовериться, что обвиняемому никаких обещаний не давалось, но практически он знает, что без обещаний снисхождения признание вины очень часто лишено для обвиняемого смысла. После назначения дела к слушанию подозреваемый становится обвиняемым.

Разбирательство дела в судебном заседании начинается с предъявления обвинения. Вначале судья оглашает обвинительный акт или информацию. Если обвиняемый признает, что он совершил преступление, то вся процедура дальнейшего разбирательства дела практически сводится к назначению наказания.

Обвиняемому, не признавшему себя виновным, предоставляется время на подготовку к судебному разбирательству (не менее двух дней). По всем делам, за исключением дел о преступлениях, наказываемых смертной казнью, обвиняемый может отказаться от рассмотрения дела присяжными и просить передать дело для разбирательства коллегии профессиональных судей. Если отказа заявлено не было, то суд приступает к формированию скамьи присяжных - Малого жюри, которое по общему правилу состоит из 12 человек. При подборе скамьи присяжных последним могут заявляться отводы - безмотивные и мотивированные. По делам о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, прокурор и защитник обвиняемого могут заявить по 20 безмотивных отводов, по делам о менее тяжких преступлениях прокурор может заявить - 6, а защитник - 10 безмотивных отводов. Количество мотивированных отводов присяжных не ограничивается.

После рассмотрения отводов и подбора присяжных начинается судебное следствие. Первым выступает обвинитель, который представляет доказательства обвинения. Затем выступает адвокат, который вправе поставить вопрос о прекращении дела. Если такая постановка вопроса судом отвергается, защитник произносит вступительное слово и представляет свои доказательства. В конце выступления обвинитель и защитник подводят итоги судебного следствия.

Перед удалением присяжных заседателей на совещание они заслушивают напутственную речь судьи, в которой он излагает общие принципы оценки доказательств, подчеркивает, что отказ обвиняемого от показаний не является доказательством его вины, говорит о презумпции невиновности и т. п., избегая влияния на конкретные выводы присяжных по рассматриваемому делу.

После этого присяжные удаляются для вынесения вердикта, который оглашается при обязательном присутствии судьи и обвиняемого в открытом судебном заседании. Мотивировка вердикта не требуется. При вынесении  вердикта о виновности и отклонении судьей ходатайства о его аннулировании судья назначает день, когда будет вынесен приговор.

В уголовном процессе США значительное количество дел рассматривается в порядке суммарного производства, которое применяется по делам о менее опасных и малозначительных преступлениях. Упрощенный порядок разбирательства дел применяется в местных судах штатов, а также в районных федеральных судах, где дело рассматривается единолично судьей. Если обвиняемый признает себя виновным, то судья назначает ему наказание. При отрицании вины обвиняемым производится судебное разбирательство, завершающееся вынесением приговора судьей.

Апелляция является основной формой обжалования приговора сторонами в вышестоящий суд. Федеральные правила устанавливают десятидневный срок для подачи жалобы. Апелляционное обжалование допускается только при условии, что обвиняемый не признал себя виновным. В случае подачи жалобы дело рассматривается профессиональными судьями апелляционной инстанции.

Вступивший в законную силу приговор приводится в исполнение полицией. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты