Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История России

На рубеже XIX – XX вв. территория Российской империи составляла 1/6 часть суши Евразии. Соперничать с нею по владениям могла только Британская империя, обладавшая колониями, разбросанными по всему земному шару. Население России, которое ежегодно увеличивалось примерно на 2,5 млн., насчитывало к 1914 г. более 170 млн. человек.

На рубеже веков перед Россией встала проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Экономическое развитие России было крайне неравномерным. Темпы социально-экономического роста были явно недостаточны и не отвечали национальным интересам страны. «Догоняющий» тип российской модернизации обеспечил:

- слабость урбанизационных процессов;

- незавершенность индустриализации страны (доля тяжелой промышленности составляла 40% объема промышленного производства);

- преобладание в экономике страны аграрной сферы, для которой были характерны экстенсивные формы земледелия и скотоводства и малопроизводительное мелкое крестьянское хозяйство;

- запаздывание формирования классовой структуры, соответствующей индустриальному обществу (сохранение сословного деления, явное преобладание крестьянства и дворянства над пролетариатом и буржуазией);

- углубление социокультурного раскола «верхов» и «низов» общества, что проявилось в огромной разнице социального положения (уровне доходов, объеме прав, степени образованности и т.д.), а также в разных типах культуры и мировоззрения.

Таким образом, на рубеже XIX – XX вв. Россия представляла собой страну «второго эшелона» капитализма, в которой относительно благоприятные перспективы капиталистического развития сочетались с элементами отсталости.

Перекосы в экономике и социальной сфере способствовали разбалансированию политической системы Российской империи. Российская государственность представляла собой сложное явление, не имеющее аналогов в странах Европы. В стране отсутствовали политические свободы, легальные партии и профсоюзы. Во главе государства по-прежнему находился самодержавный император. Даже Япония, известная своим традиционализмом, приняла в 1889 г. конституцию.

В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет взошел последний российский император Николай II, старший сын Александра III. Историки обращают внимание на прекрасное образование и воспитание императора, но вместе с тем указывают на отсутствие у него таланта государственного деятеля, способного реально оценить произошедшие в стране перемены, которые требовали смены политического курса.

Известная реформа 1864 г. смогла только заложить основы местного самоуправления в России. Однако законодатель с самого начала ограничил сферу компетенции земских органов «местными пользами и нуждами». А уже вскоре земские деятели почувствовали себя в силе разрешать более широкие задачи и захотели их решать. Так родилась идея «увенчания здания», т.е. создания над уездными и губернскими учреждениями третьего этажа власти - всероссийского (парламента), который смог бы ограничить власть императора. Неудивительно, что среди либеральной общественности смена государей породила надежды на расширение гражданских и политических свобод. В адрес царя поступали многочисленные обращения от земских собраний с пожеланием реформ.

17 января 1895 г. Николай II выступил в Аничковом дворце перед депутацией дворянства, деятелей земств и городов. Текст его речи был написан обер-прокурором святейшего Синода К.П. Победоносцовым, который славился реакционными взглядами. Актуальные проблемы модернизации России не были обозначены. Император произнес знаменитые слова: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекшихся бессмысленными мечтаниями об участии земских представителей в делах внутреннего управления. Пусть все же знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начало самодержавия также твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель». Таким образом, была провозглашена основная идея управленческого курса, выбранного новым императором, которого революционеры окрестили «Николаем Кровавым». За императором сохранялся статус неограниченного монарха: «повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Он был закреплен в Основных законах Российской империи, изданных в 1892 г.

В начале XX в. государственный аппарат страны насчитывал 385 тыс. чиновников, содержание которых ложилось тяжелым бременем на государство. Многочисленная бюрократия была заинтересована в сохранении существующих государственных устоев. Элитный слой дворян-помещиков представлял высшее чиновничество и генералитет.

Основными звеньями государственного аппарата являлись:

1. Собственная его императорского Величества канцелярия.

2. Государственный совет, который являлся высшим законосовещательным органом, но не ограничивал беспредельную свободу императора в принятии государственных решений.

3.  Сенат, который превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Ему принадлежало право обнародование законов.

4. Святейший Синод во главе с прокурором.

5.  Комитет Министров, который являлся высшим исполнительным органом. Но его решения обязательно утверждались императором.

6.  Министерства, которые возглавляли министры, назначаемые императором и ответственные только перед ним. Развитие капитализма в стране и рост антимонархических настроений выдвинули на первый план такие отраслевые ведомства, как:

- Министерство финансов, во главе которого с 1892 по 1903 г. стоял С.Ю. Витте – сторонник промышленной модернизации и политических реформ. До 1905 г. в министерстве финансов, помимо различных источников государственных доходов и распределения средств между отдельными ведомствами, находилось управление внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленности.

- Министерство внутренних дел (МВД), которое с 1902 по 1905 г. возглавлял В.К. Плеве - ярый противник модернизационных процессов в стране, уповавший на исключительность и самобытность России, сохранение общины, сторонник жестокого подавления стачек и крестьянских восстаний. Министру внутренних дел принадлежало право учреждения гласного полицейского надзора, право административной ссылки. С его ведома появлялись новые периодические издания. Он мог налагать на них взыскания. Министр осуществлял контроль за деятельностью органов земского и городского самоуправления.

Министры ключевых ведомств имели существенный вес в принятии политических и иных решениях.

Государство традиционно стремилось проводить политику, учитывающую интересы всех сословий. Дворянство, составлявшее на начало XX в. 1,5% населения страны, сохранило ведущую роль в управлении Россией.

Однако его умеренно консервативная и либеральная часть ожидала от нового императора решительных шагов, которые позволили бы дворянству лучше приспособиться к капиталистическому развитию.

Российская буржуазия (численность 1,5 млн.) при своем экономическом господстве в стране до 1905 г. была политически бесправной. Но политический вес буржуазии постепенно увеличивался – при отсутствии политических партий она стремилась к созданию различных обществ (напр., Русское техническое общество (1866 г.), Общество для содействия развитию русской промышленности и торговли (1867 г.) и др.). В 1870 г. состоялся первый торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства. Подобные съезды стали органом согласования экономической политики государства и предпринимателей. На них избирались постоянно действующие Советы съездов. До 1905 г. прошло пять торгово-промышленных съездов, но право решающего голоса принадлежало царскому правительству.

Самым консервативным элементом российского общества было крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения России. В начале XX в. российская деревня оставалась запушенной и бедной. Среди крестьян росло недовольство, наблюдалось пробуждение политического сознания. В их среде находила отклик революционная социалистическая пропаганда. Политика царского правительства в разрешении крестьянского вопроса отличалась непоследовательностью и колебаниями.

Николай II проявил поразительную недальновидность, обозначив в манифесте (1903 г.) руководящие принципы своего правительства при рассмотрении крестьянского законодательства, а именно: сохранение сословности, неприкосновенность общинного землевладения, неотчуждаемость надельных земель. Нерешительность правительства и самого императора во многом способствовала росту антимонархических настроений среди крестьян.

В начале XX в. российский пролетариат составлял примерно пятую часть населения страны. В сравнении с рабочими Запада российские рабочие значительно уступали и по уровню образования и по уровню материального положения. Рабочее законодательство в России создавалось непозволительно медленными темпами и непоследовательно. В 1903 г., после 15 лет обсуждения, был принят закон о пособиях рабочим, пострадавшим от несчастных случаев на производстве.

Но более всего отличало российских рабочих от западных их политическое бесправие, различные препятствия для участия в политической жизни, для создания рабочих организаций, профсоюзов, клубов и т.д. Живым примером для рабочих России стали крупные успехи в этой области рабочих Запада, которые в начале XX в. смогли добиться узаконения профсоюзов, отмены уголовного наказания за участие в стачках и пр. Неудивительно, что простые и доходчивые лозунги социалистов нашли горячие отклики в среде рабочего класса, провоцировали рост антимонархических настроений.

В рабочем вопросе правительство пыталось сочетать реформы и репрессии. Все более обыденным становилось использование армии для борьбы с «внутренними беспорядками». На предприятиях был введен институт фабричных старост. Министерство внутренних дел предложило идею т.н. «полицейского социализма». Ее автор С.В. Зубатов, начальник московского охранного отделения, предлагал «прикармливать» рабочих, обезоруживая массы путем своевременного и неустанного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований». Эта попытка контролировать рабочее движение оказалась неудачной.

Взрывной миной в основании государственного устройства России, где русское население составляло 47 %, был национальный вопрос. Около 150 народностей являлись подданными империи и не имели своих государственных образований. Не случайно в начале века происходит оформление национальных партий (напр., Дашнакцутюн (1890), Социал-демократия Королевства Польского (1893), Бунд – «еврейская социал-демократическая рабочая партия» (1897) и др.), борющихся либо за отделение от России, либо за автономию в ее составе. Политика царского правительства оставалась в целом великодержавной и шовинистической.

Таким образом, к началу XX в. в России сложились политическая оппозиция, объединявшая в своих рядах как городские и сельские низы, так и либеральные круги, настроенные довольно решительно против правительствующего курса. Современники говорили о потери властью авторитета, о десакрализации самодержавия (т.е. о потери священности власти). Так, Л.Н. Толстой в 1902 г. писал Николаю II: « Самодержавие – есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке. Отделенной от всякого мира… Престиж царской власти… не переставая падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто уже не стесняется смело осуждать не только распоряжения правительства, но и самого царя и даже бранить его и смеяться над ним» (См. Письмо Л.Н. Толстого царю Николаю II // Диалог. 1996. № 12. С. 4).

К началу XX в. в России сформировались классы буржуазии и пролетариата, российское общество стало классово зрелым для политического представительства. Однако слепая вера Николая II и его правительства в незыблемость самодержавной власти, препятствовала политической модернизации страны. Возникновение парламента должно было «подтолкнуть» какое-либо общественное потрясение. Таким потрясением стала революция 1905-1907 гг.


Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты