Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Страница 2 из 4

Церковная реформа

По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковью. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако, при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь находилась в зависимости от государственной власти. В этом смысле она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в светских делах. Церковная реформа 50-60-х годов XVII в., приведшая к расколу, и была вызвана стремлением укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата.

В не меньшей мере эта реформа была связана и с внешнеполитической обстановкой. В планы правительства царя Алексея Михайловича входило объединение православных церквей Украины и балканских стран с русской церковью. Для этого нужно было их унифицировать в обрядовом отношении. Церковь Украины была тесно связана с греческой церковью, а русская сильно от них отличалась. В русских церковных книгах имелось много ошибок, внесенных переписчиками. В различных районах России одни и те же обряды совершались по-разному. Вот почему было необходимо устранить все подобные разночтения.

В 1654 году по инициативе патриарха Никона в Москве собрался церковный Собор, на котором было решено сравнить церковные книги с греческими оригиналами и установить единый и обязательный для всех порядок совершения обрядов. В частности, верующим предлагали обычай креститься не двумя пальцами (перстами), а троеперстием, которое долго называли кукишем, или фигой. Двигаться вокруг аналоя, т.е. высокой подставки, на которую при богослужении клали для чтения церковные книги, ставили иконы и крест, отныне нужно было не по солнцу («посолонь»), а против него. В церковных книгах слово «певцы» было заменено на «песнопевцев», «вечное» — «бесконечным» и т.д. Изменения также коснулись текстов молитв и церковных песнопений и даже одежды священника.

Первоначально реформа осуществлялась успешно: повсеместно изымались и переписывались книги. В эти же годы влияние Никона на цари было практически неограниченным. Однако многие священники и даже церковные иерархи выступили против постановления Собора. Они стремились сохранить старые, привычные для верующих обряды и церковные книги и объявили о своем отходе от православной церкви, возглавляемой Никоном. Протопопы Аввакум и Даниил обратились с возражениями к царю. Не достигнув цели, они стали сеять враждебность к реформам Никона среди широких кругов населения. Никон ответил репрессиями: отправил противников реформы в ссылку, а на церковном Соборе 1655 года, где присутствовал антиохийский патриарх Макарий, проклял сторонников двоеперстия.

Возникшая в церковных кругах оппозиция реформам стала своеобразной формой социального протеста. Поскольку ее руководители выступали как ревнители «древнего благочестия», их стали называть старообрядцами.

Осуществляя реформу, Никон ставил теократические цели — создать сильную церковную власть, независимую от государства. Всесильный патриарх начал претендовать на усиление церковной власти, и отстаивал идею преобладания духовной власти над светской. Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к недавнему любимцу. В 1658 году между царем и гордым патриархом произошёл открытый разрыв, в результате которого Никон покинул Москву и удалился в основанный им незадолго до этого Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Восемь лет тянулось противостояние царя и патриарха. В 1666 году над Никоном начался судебный процесс по обвинению в самовольном оставлении своего поста. Судить его приехали другие патриархи. В 1667 г. с Никона был снят сан патриарха, а он сам был отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Только в 1681 году ему разрешили перебраться в Воскресенский монастырь. Однако престарелый Никон умер в дороге.

Столкновение царя и патриарха по вопросу о верховенстве «священства» и «царства» означало фактическую попытку патриарха подчинить светскую власть церковной, но царь Алексей Михайлович проводил все свои преобразования в государстве, исходя из главного принципа: абсолютная власть самодержца, и потому резко негативно воспринял попытку ограничения власти со стороны церкви. Эта идея Никона была обречена на провал. Победа государя в этом противостоянии означала, что самодержавие в стране уже значительно окрепло.

В 1682 г. за оскорбление царского дома был сожжен в срубе его главный оппонент протопоп Аввакум. Последствия раскола не удалось преодолеть и до сих пор. Реформа Никона привела к расколу русской церкви на господствующую и старообрядческую. Только в XVIII веке правительство наконец признало существование старообрядчества. В городах появились старообрядческие церкви, кладбища и даже монастыри.

 
« Пред. - След. »
Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты