Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История России. Россия в 90-е годы

Партийная номенклатура настолько  окрепла, что Горбачев уже не мог ею управлять. В национальных республиках местная элита усиливает борьбу за свою самостоятельность. Советская государственная система уже не соответствовала современным условиям: экономические реформы требовали изменений политических, партийная организованность распадалась, что оказывало влияние на СССР, который скрепляла партийная дисциплина, а не право. Гласность дала людям информацию о негативных страницах советского прошлого: пакте Молотова-Риббентропа, депортациях народов. Это на фоне многолетнего ущемления национальной самобытности, неумелой пропаганды интернационализма исключительно в идиллических цветах способствовало росту национализма и сепаратизма в регионах.

Центральная власть не решалась взять на себя ответственность за жестокое  подавление националистических движений в республиках. Напротив, она пыталась сделать их своими союзниками, пойти на уступки, тем более, что изначально национальные движения (Народные фронты в Прибалтике, «Рух» на Украине) выступали под лозунгами борьбы за перестройку, демократизацию, разоблачение сталинских репрессий. В 1988 член Политбюро А.Яковлев посетил Прибалтику и поддержал идею создания народных массовых организаций в поддержку перестройки. Видя такую реакцию центра, общественные организации переходят к более радикальным лозунгам.

Произвольно, искусственно созданные Москвой республиканские границы становятся предметом межнациональных споров, конфликтов. Центральная власть не решается жестко подавить националистов, тем более, что они уже получили сочувствие у значительной части населения. Ввод войск в Тбилиси (апрель 1989), в Баку (январь 1990), в Вильнюс (январь 1991) привел к жертвам среди местного населения, но Горбачев заявил, что ему ничего не известно об этих событиях, пытаясь свалить вину на военных. Это еще более подстегнуло националистическое движение и сепаратизм.

Благодаря гласности люди узнали о не правовых аспектах создания СССР: о перевороте в 1917, о вхождении прибалтийских республик в состав СССР в следствие секретных соглашений с фашистской Германией. Ряд общественных организаций провозглашает борьбу за суверенитет, а Верховные Советы прибалтийских публик провозглашают его в 1988-1989.

Некоторые политические деятели полагают, что распад СССР подтолкнула Декларация о суверенитете России, принятая 12 июня 1990 г.

1-м Съездом народных депутатов РСФСР, ведь вслед за Россией декларации о суверенитете приняли республики Средней Азии, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения у которых, в отличие от прибалтийских республик не было такого предлога для независимости, как советско-германские соглашения. С этим нельзя соглашаться, т.к. РСФСР – это единственная из союзных республик, у которой не было своих государственных и партийных институтов, они были у союзного центра и национальных республик.  Так что провозглашение суверенитета России было вполне логично. Но с оформлением российских республиканских государственных структур,  избранием российского президента начинается борьба за власть между союзным и российским руководством, что и было использовано руководством республик для увеличения своих полномочий. Грузия и Молдова подписывают договор с Россией о принципах межгосударственных отношений в обход союзного центра.

17 марта 1991 был проведен референдум о сохранении СССР как «обновленной федерации равноправных суверенных республик», т.е. о сохранении государства, которого не было даже в проекте. То, что народ проголосовал за союз, можно было расценивать двояко за СССР или за «обновленную федерацию». В апреле 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча Горбачева и руководителей 9 республик для обсуждения нового союзного договора. Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие союз являются полноправными членами международного сообщества и могут входить в союз непосредственно, так и в составе другого государства. Границы внутри союза становились межгосударственными. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов.  Таким образом, СССР переставал существовать как единое государство. Распадалась и Россия, так как отношения между ней и ее республиками планировалось регулировать не Конституцией, а федеративным договором. На 20 августа 1991 г. было  назначено подписание этого договора. Но 19 августа произошел путч – ряд высших должностных лиц: председатель КГБ В.Крючков, премьер-министр В.Павлов, Б.Пуго – МВД, Д.Язов – министр обороны,  Г.Янаев – и.о. Президента СССР создали государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), объявили о введении чрезвычайного положения на всей территории страны, не дееспособности Горбачева как Президента. Были объявленными структуры власти, не соответствующие Конституции 1977 г. Существуют разные версии происходившего в августе 1991: государственный переворот реакционных сил, игра Горбачева, которую выиграл Ельцин. Многим казалось, что Горбачев намеренно ушел в отпуск в решающие для страны дни, чтобы руками своих соратников остановить развал страны, тем более, что он еще  вначале августа рекомендовал Кабинету Министров действовать жестоко. По утверждению самих путчистов, для них стало неожиданностью то, что Горбачев отказался подписывать указ о введении чрезвычайного положения в стране, подставив их. Путчисты бездействовали. Ельцин беспрепятственно прибыл из Алма-Аты в Москву уже после путча, затем беспрепятственно приехал из своей дачи в Архангельском в Белый Дом – никто его не задерживал. Не составляло никакого труда отключить телефоны и факсы на даче Ельцина и в Белом Доме, но этого сделано не было. Центральный телеграф принимал сотни телеграмм, подписанных Ельциным и Хасбулатовым, и рассылал их по всей России с грифом «правительственная». Ельцин  составляет обращение с призывом к всеобщей забастовке, неповиновению ГКЧП. Его публикуют в газетах, а «героическое» выступление Ельцина с танка показывает телевидение. Спешащих к Белому Дому москвичей никто не задерживал, танки соблюдали правила дорожного движения, т.е. это был не переворот, а демонстрация силы. Уже 21 августа путчисты, видя бесперспективность положения, отправились  к Горбачеву, но он отказался их принять. Путчисты  были арестованы.

Угроза силы всегда повышает престиж того, на кого эта угроза направлена. Путч увеличил политический вес Ельцина как борца с реакцией. Он объявляет о переходе всех предприятий, находящихся на территории РСФСР, собственностью России. Так же путч послужил поводом для провозглашения независимости в республиках.

8 декабря в Беловежской пуще на встрече руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Ельцина, Л.Кравчука, В.Шушкевича, а затем 21 декабря на встрече руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г. СССР перестал существовать. Созданный не правовым образом союз  не правовым способом был разрушен.

 Экономика

Социалистическая экономика к концу 1980-х гг. находилась в полном кризисе. Десятилетиями экономика нашей страны была ориентирована не на развитие нашей хозяйственной инициативы, стимулирование предприятий в повышении эффективности своей работы, а на идеологические принципы. Создавались гигантские, но не рентабельные заводы, колхозы. Ставка делалась не на производство товаров первой необходимости, а на производстве средств производства, которые были некачественными, так как заказы на них делали на потребители, а государство, а оно финансировало предприятия независимо от эффективности работы. Плановая экономика ориентировала производителей на гонку за количественными показателями в ущерб качеству. Административное управление экономикой способствовало развитию «черного рынка», коррупции, дефициту.

В этих условиях российское руководство приступило к проведению радикальной экономической реформы, основанной на принципах либерализма, то есть полного отказа государства от регулирования экономикой, в то время как в странах Запада политические силы полагали, что государство должно регулировать экономику, но косвенно. Проводили реформу Бурбулис, Гайдар, Шохин, Чубайс. Реформа включала в себя либерализацию цен, приватизацию.

Либерализация (отпуск) цен.

Твердые цены не соответствовали себестоимости производимой продукции. Необходимо было отпустить цены и осенью 1991 г. было принято решение о либерализации цен со 2 января 1992 г. Продавцы задерживали товар до этого срока, усугубляя кризис. В условиях дефицита цены выросли в 26 раз, а зарплаты – лишь в 12 раз. Обесценились вклады граждан, потери составили  500 млрд. руб. Инфляция достигала в отдельные месяцы 15-20%, делала бессмысленными инвестиции в производство. Спад производства составил 50%. Перед страной нависла угроза деиндустриализации. Без госзаказов предприятия разорялись, а средств для инвестиций не было. Особенно тяжелый удар был нанесен по предприятиям военно-промышленного комплекса. Безработица достигла катастрофических масштабов. Во многих областях большинство безработных было с высшим и средним специальным образованием. Образованные, высококлассные специалисты уходили в мелкую спекуляцию. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. И это в условиях, когда странах Запада и Юго-Восточной Азии развиваются высокие технологии. В обществе произошли перемены – за чертой бедности оказалось 65% населения, бедными оказались 25%, и только 7% можно отнести к средним слоям. Удар был нанесен по высококвалифицированным рабочим, интеллигенции, потенциальному среднему классу.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, создать слой собственников. В СССР собственность формально принадлежала народу, а фактически ею распоряжались партийные чиновники, номенклатура. Приватизация умело ими управлялась.

В 1989-1991 гг. создавались акционерные общества закрытого типа, малые предприятия. Такими способами «красные директора» из управляющих госсобственностью сами становились собственниками предприятий.

В 1992 г. началась чековая приватизация. Гражданам выдавались приватизационные чеки (ваучеры). Считалось, что каждый ваучер является долей госимущества. Населению было предложено выбрать для себя вариант реализации чека:

1) использовать его при закрытой подписке на  акции своего предприятия;

2) участвовать в чековом аукционе

3) продать

4) купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ).

Таким образом, граждане не на прямую должны были осуществлять свое право на участие в приватизации, а, либо через акционирование своих предприятий, либо через ЧИФы. Ваучеры были втянуты в спекулятивный оборот. Реальная стоимость ваучеров быстро падала, и население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В отличие от стран Восточной Европы, наши чеки не были именными, не было у нас и рабочих организаций типа польской «Солидарности». В результате ваучеру аккумулировались в руках легализовавшихся теневиков, чиновников административных предприятий. Собственность перешла в руки тех, кто и так ею распоряжался – номенклатуры.

Экономически приватизация не дала результата. К 1994 г. с прибылью работало не более 10% предприятий, то есть и получать дивиденды могли не более 10 % акционеров. То же относилось и к ЧИФам – дивидендов либо не было, либо они были скромными. Соответственно и в бюджет поступало мало, в 2 раза меньше, чем в результате приватизации в Венгрии.

После либерализации цены выросли в 20 раз, а переоценка стоимости фонды была произведена лишь в 1993 г., что позволило обеспечить передачу госсобственности новым владельцам по низким ценам. 500 крупнейших предприятий стоимостью 200 млрд. долларов были проданы за 7,2 млрд. долларов США.

Другой способ приватизации – залоговые аукционы. Государство нуждалось в живых деньгах, оно предавало по заниженной стоимости пакет акций в залог банку, а в случае не возврата государством долга, банк становился собственником предприятия. Фактически судьбу предприятия решали чиновники: банк «Российский кредит» предложил за Норильский никелевый комбинат  в 2 раза больше, чем ОНЭКСИМ БАНК, но ему было отказано. То есть успех в экономической сфере часто зависел от связей с чиновниками – создается олигархия, развивается коррупция, криминал.

Не оправдались надежды на иностранные инвестиции. Они шли и в без того прибыльную сферу, например, в кондитерские фабрики. Из обещанных странами Запада на реформы 4-5 млрд. долларов Россия получила только 1,6 млрд., и то в виде кредита на закупку у них продовольствия. Это било по отечественному производителю.

1994-1996 – второй этап экономической реформы. Вместо радикального либерализма: сдерживания зарплат для остановки инфляции, отказа государства от регулирования экономикой начинает повышение государственного вмешательства: кредитование нерентабельных предпритий, сдерживание падение курса рубля по отношению к курсу доллара. За счет средств от экспорта сырья были приостановлены и спад производства, и инфляция. Постепенно прекращались многомесячные задержки зарплат, тем более, что в 1997 г. был создан новый механизм выплат взамен старого, когда выплаты производились через коммерческие банки, которые задерживали деньги, вкладывали их в оборот под крупные проценты.

С 1997 г. начался 3-й этан реформы – направленный на полную либерализацию, ликвидацию всех нерыночных механизмов в экономике. Это выражалось в реформе естественных монополий, отказе государства от социальной поддержки населения: реформа жилищно-коммунальной сферы, то есть гражданам придется забыть о дешевых коммунальных услугах; отмена льгот, в 2004 г. принятие нового жилищного кодекса, отменяющего обязанность государства обеспечивать неимущих граждан жильем, принятие земельного кодекса, разрешившего продажу земли в собственность.

Государство взяло решительный курс на строительство экономики, которая будет регулироваться только рыночной стихией, не взирая на обнищание населения. Но существование олигархии мало соответствует принципам рыночной экономики. Президент Путин провозгласил, что государство должно быть арбитром, создающим равные, рыночные условия для всех и начал борьбу с рядом крупнейших олигархов, имеющих политическое влияние, контролирующих некоторые СМИ: Б.Березовским, В.Гусинским, М.Ходарковским. Но финансовая элита не теряет своей связи с исполнительной властью и продолжает развиваться. Если в 1997 г. в стране было 7 долларовых миллиардеров, в 2002 – 17, а в 2003г. их стало 25.

Таким образом, радикальная экономическая реформа, направленная на устранение административных, неэффективных механизмов экономического регулирования не дала ожидаемых результатов. Партийная номенклатура, не обладавшая ни какими деловыми, инициативными качествами, сохранила свои позиции и составила 61% бизнес элиты, 75% президентского окружения, 82% региональной власти к концу 90-х гг. В современных условиях административный ресурс продолжает активно влиять на экономику, сохраняется олигархия, коррупция. И хотя были созданы рыночные отношения, исчез дефицит, появился класс мелких и средних собственников, имелись и минусы – обнищание населения, спад промышленного производства, науки, культуры.

Политика

Радикальные реформы, в том числе, экономические, зачастую проводятся авторитарной властью, способной в сжатый срок провести целенаправленную политику, не считаясь ни с какими возражениями. Начиная экономические реформы, Ельцин запросил у Съезда народных депутатов дополнительные полномочия: определять персонально состав Правительства, издавать указы, которые становились бы законами. Съезд предоставил Президенту такие полномочия сроком на год. Через год, в декабре 1992 г., Съезд народных депутатов и Верховный Совет, полагая результат реформ неудовлетворительным, готовят поправки в Конституцию, которые бы превратили Россию в парламентскую республику.

Одновременно Ельцин готовит проект Конституции, которая бы предоставила Президенту колоссальные полномочия, позволяющие определять политику в стране. Б.Ельцин подписывает указ о назначении голосования по проекту новой Конституции  и о доверии Президенту и приостанавливает деятельность Верховного Совета и Съезда. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией именно они, а не новая фигура – Президент, являлись высшими органами власти. Действия Президента признали не законными Конституционный суд и прокуратура. Тогда Б.Ельцин добивается проведения референдума о доверии Президенту и его политике.

Население проголосовало в поддержку Президента, что было использовано Б.Ельциным для легитимации своих действий. Он освобождает от должности вице-президента А.Руцкого, который, как и сам Президент, был всенародно избран.

21 сентября 1993 г. Президент России Б.Ельцин подписывает указ, которым прекращает деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета и назначает выборы в Государственную Думу – нижнюю палату парламента, создаваемого на основе новой Конституции.

Верховный Совет заручившись поддержкой Конституционного Суда, объявил действия Президента государственным переворотом, а его полномочия – прекращенными. Здание Верховного Совета (Белый Дом) было заблокировано, отключен свет.

2 октября произошли столкновения между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися прорваться через кордоны к Белому Дому. Пролилась кровь. 3 октября 1993 г. толпа сторонников парламента прорвала милицейские кордоны и разблокировала Белый Дом. Лидеры антипрезидентской оппозиции А.Руцкой, Р.Хасбулатов (председатель Верховного Совета), А.Макашев призвали толпу к захвату власти. Сторонники Верховного Совета бескровно взяли мэрию и попытались взять телерадиокомплекс «Останкино». Неизвестный выстрелил из гранатомета, погиб солдат, был отдан приказ – стрелять на поражение по безоружной толпе.

Президент перешел к решительному решению проблемы. Здание парламента расстреливалось из танков, руководили его обороной: А.Руцкой, Р.Хасбулатов, А.Макашев были арестованы. За 2 дня погибло, по официальным данным, около 150 человек, по неофициальным, в 10 раз больше. Большинство погибших были случайными прохожими, хотя официальные СМИ утверждали, что на штурм мэрии и телецентра шли фашисты и ультракоммунисты. Последние хотя и были в составе оппозиции, но расстрел парламента из танков был не законным.

12 декабря 1993 г. были проведены референдум по принятию новой Конституции и выборы в нижнюю палату парламента – Государственную Думу. Конституция, с одной стороны, соответствовало критериям современной демократии: закреплялись демократические права и своды – печати, слова, ве6роисповедания, политических партий, приоритет прав личности над интересами общества и государства, разделение властей. С другой стороны, Конституция создавала условия для авторитаризма. Президент объявлялся главой государства, ему принадлежит вся полнота исполнительской власти, полный контроль за формированием и деятельностью Правительства, вплоть до подмены его важнейших сферах (оборона, внутренняя и внешняя безопасность, налоговая политика), мощные рычаги воздействия на законодательную  (отлагательное вето, право законодательной инициативы, право издания указов, право роспуска Парламента) и судебную (решающее участие в формировании Верховного, Конституционного, Арбитражного судов) власти. Поскольку Президент обладает правом законодательной инициативы, возрастает роль его Администрации. При рассмотрении законопроектов на заседаниях палат участвуют его полномочные представители, они отстаивают точку зрения Президента. Отлагательное вето на законопроект Президент может наложить  под различными предлогами, в том числе, вследствие нарушения процедуры принятия законов. Президент обладает правом роспуска парламента, если он будет настаивать на недоверии Правительству. Парламент не мог проводить политику, противоречащую политике Президента.

Президенту принадлежит право определять основные направления внешней и внутренней политики. Статус Президента как главы государства и гаранта Конституции часто используется как основание для принятия Президентом мер, реализация которых прямо непредусмотрена его конкретными конституционными полномочиями.

Президент определяет формирование кадровой политики. Он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, что важно, так как , в соответствии с Конституцией, международные договоры обладают приоритетом относительно федеральных законов. Все это, особенно, право законодательной инициативы Президента объективно повышает роль Администрации Президента РФ в системе власти, что способствует развитию не конституционных, подковерных механизмов власти.

В начале 90-х формируется множество партий и общественных движений различной политической ориентации. Условно можно выделить 3 лагеря:

- коммунисты (КПРФ во главе с Г.Зюгановым),

- демократы (Яблоко – Г.Явлинский, «Выбор России» во главе с Е.Гайдаром в 1993 г., СПС – Немцова в конце 90-х гг.),

- национал-патриоты

Национал-патриоты представляли из себя множество маловлиятельных партий, некоторых объединяла идея возрождения сильного, влиятельного государства. На этой ниве наиболее успешно действовала Либерально-демократическая партия В.Жириновского. Она заняла 1-е место по партийным спискам на  выборах в Государственную Думу в 1993 г., и 2-е – на выборах 1995г.

Политические партии, участвуя в предвыборной компании, обращались не к реалистическому аргументированию своих программ, а к чувствам избирателей, при чем, далеко не  возвышенным. Шла «война компроматов», упреки своих политических противников, а о своих программах ничего даже не говорилось. С другой стороны, партии, победившие на выборах в Государственную Думу, не могли реально оказать влияние на политику в стране из-за чрезмерных полномочий Президента. Население разочаровывалось в депутатах. Партия власти, а в 2003 г. ею стала «Единая Россия» становится из аутсайдера лидирующей силой в парламенте. Для более согласованной работы парламента в 2005 г. отменяются выборы депутатов по одномандатным округам. Теперь стать депутатом можно только посредством членства в политической партии. Но механизмы партийного функционирования сложно отследить обществу.

Укрепление централизованной государственной власти было связано с избранием Президентом РФ В.В.Путина, сменившего в 1999 г. Б.Ельцина.

Усиление центральной власти было связано с необходимостью преодоления регионального сепаратизма. В 90-х гг. многие регионы принимали законы, противоречащие Конституции РФ, произвольно присваивали себе дополнительные полномочия. В условиях бездействия центральной власти в регионах вспыхивали межнациональные конфликты, например, осетино-ингушский конфликт из-за района Владикавказа.

Особенно остро проблема сепаратизма проявилась в Чеченской Республике, где с 1991 г. не действовали ни российская власть, ни ее законы. Режим Дудаева, пришедий к власти незаконным, вооруженным путем, провозгласил независимость, но и он не контролировал ситуацию. Борьба родов (тейпов) за власть к 1993 г. приняла характер крупных вооруженных столкновений. Особенно в обстановке беззакония страдало нечеченское население. 11 декабря 1994 г. в республику были введены войска. Они не имели конкретных задач, т.к. время для решения проблемы милицейским путем было упущенно, незаконные вооруженные формирования за 3 года достаточно окрепли, получили вооружение и боеприпасы. Ликвидация боевиков силами армии было невозможно, потому что она не имела ни опыта, ни правовой основы для борьбы с нерегулярными вооруженными силами, “внутренним врагом”, и выполняла формальные задачи: штурм административных зданий, выставление постов и другие действия, не обеспечивающие контроль за обстановкой. Боевиков было невозможно выявить из местного населения, их огневые точки были мобильны. Все это вело к огромным потерям среди военнослужащих и мирного населения. Бронеколонны, заходившие в город или ущелья – уничтожались, а в занятые с большими потерями населенные пункты просачивались боевики, под видом обычных граждан. 6 августа 1994 боевики, просачившись в г.Грозный, заняли его, а локальные пункты федеральных сил заблокировали. Вновь вспыхнули уличные бои. Российское руководство решило пойти на уступки незаконным вооруженным формированиям, фактически признав их власть в республике. Сепаратисты приступили к строительству собственной государственности, был избран президент. Но клановая борьба еще более усилилась. В нее включаются ваххабиты, которые пропагандируя возвращение к основам “чистого’’, классического ислама, стремятся стать самой влиятельной и организованной силой, стоящей выше родовой системы и ее традиций.

В конце 90-х исламистские экстремисты вступают в борьбу за власть в Дагестане, занимают несколько сел, пытаются захватить здание республиканского правительства, совершают диверсии в отношении военнослужащих. В августе 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись вооруженные формирования под исламистскими лозунгами и попытались захватить несколько районов республики. Одновременно Москве и Волгодонске взрываются жилые дома. Cледствие выходит на след исламских экстремистов. В Чечню вновь вводятся войска.

В Чечне Кремль делает ставку на А-Х. Кадырова, который, в отличии от прежних ставленников Москвы, был активным участником антироссийского движения, его духовным наставником. Москва расчитывает покончить с беспределом в республике руками “своего”.

В обстановке войны в Чечне, непрекращающихся актов терроризма, развития политического экстремизма, своевольной политики региональных лидеров Президент приступает к политической реформе. Ее смысл – создание “вертикали власти”, четко управляемой из центра системы государственной власти. Губернаторы уже не выбираются, а назначаются. Выборы в Государственную Думу проводятся только по партийным спискам. Лидирующей партией стала “Единая Россия” строявшая свою предвыборную компанию только на декларации поддержки президента. Но решит ли современные проблемы создание сильной централизованной государственной власти, полностью контролирующей ситуацию в стране, или только переведет их в скрытую, хроническую форму, покажет время.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты