Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История России

В определении политической концепции Николая 1 и его правительства сыграли важную роль два фактора. После поражения Наполеона и Венского конгресса значительно усилилась роль России в международной европейской политике. Россия, добровольно взяв на себя функцию «жандарма Европы», стала защитником всех европейскизх монархов. Это создавало иллюзию всемогущества российского царизма.

Царствование императора Николая 1 можно рассматривать как время подготовки к преобразованиям 60-х годов Х1Х в., получивших название Великие Реформы. Целью реформ, проводимых Николаем, было сохранение и укрепление государственного строя. Материалы следствия по делу декабристов свидетельствовали о недостатках в государственном устройстве. На основании этих материалов была составлена «Особая записка», где содержались проекты, разработанные декабристами, протоколы допросов. Эти материалы фактически и легли в основу программы царствования. На рабочем столе Николая постоянно находился «Свод показаний злоумышленников 14 декабря о внутреннем состоянии государства», где содержалась широкая программа преобразований.

Для выработки программы реформ Николай I создает Секретный комитет 6 декабря 1826 года, задачей которого было рассмотрение бумаг Александра I, «обозреть настоящее положение всех частей управления и определить что ныне хорошо, что оставить нельзя, и чем заменить». Членами комитета стали Кочубей (председатель Государственного Совета) и Сперанский. Комитет работал 4 года, он внес предложение о реформе центральных органов власти, основанной на идее разделения властей, а также о реформе сословного строя и о ограничении крепостного права. Однако революции 1830 года во Франции и Бельгии похоронили проекты реформ.

Николай 1 стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам научится повиноваться, все подчиняет одной определенной цели: все имеет одно назначение, - говорил он, - потому-то мне так хорошо среди этих людей и потому я всегда буду держать в почете звание солдата. Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый должен служить». Отсюда и стремление Николая I к милитаризации управления. Почти все министры и почти все губернаторы при Николае I были назначены из военных.

Одной из реформ Николая I стала перестройка административного аппарата. Ее целью стало усиление надзора за органами власти, последовательное проведение принципов бюрократизации, что рассматривалось им как эффективное средство борьбы с революционными движениями и укрепления самодержавных порядков.

Для этого были образованы новые органы. Таким органом стала Собственная его Императорского Величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. С середины 20-х гг. XIX в. она фактически становится органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Существенно была ограничена компетенция Сената и Государственного совета, так как многие дела, подлежащие их ведению, решались в специально созданных комитетах и комиссиях.

В составе Собственной его Императорского Величества канцелярия было шесть отделений. I отделение осуществляло контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чинов.

П отделение  ведало кодификацией законов Российской империи.

III отделение ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами. В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин. В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов и Главное жандармское управление. С 1826 г. Главным начальником 3 отделения и шефом жандармов был А.Х. Бенкендорф (1783-1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

IV отделение руководило женскими училищами и благотворительными заведениями.

V отделение занималось реформой государственных крестьян.

VI отделение ведало управлением Закавказьем.

По структуре и функциям каждое отделение приравнивалось к министерству, и было даже более влиятельным. Таким образом, была создана система органов личной власти императора. Это привело к росту бюрократического аппарата. В свите Николая I было очень много немцев. Он говорил «Русские дворяне служат государству, а немцы – мне». Среди министров Николая I были выдающиеся реформаторы – министр просвещения Уваров, министр государственных имуществ Киселев, министр финансов Канкрин. В сороковые годы XIX века происходит резкий рост чиновников, увеличение делопроизводства, выросли штаты губернского правления, полиции, и чиновник стал важнейшей фигурой провинциальной жизни, оттеснив знатных аристократов.

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П.Д. Киселева, который провел реформу управления государственными крестьянами (1837-1841). Она включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний.

Государственные крестьяне составляли 1/3 населения России. Ими управляло министерство финансов, для которого главной проблемой был сбор налогов. Крестьяне не знали, сколько платить податей, и за что, учет был в хаосе. Царили произвол и нажива чиновников, так чиновники перераспределяли подати между деревнями для сбора необходимой суммы, получалось, что богатые деревни платят за бедных, что крестьяне считали не справедливым. В государственной деревне было распространено пьянство, помещик не разрешал устраивать кабаки в крепостных деревнях, а в государственных они процветали.

Изменить такое положение взялся граф Павел Дмитриевич Киселев, друг декабристов. В 1836 году он провел ревизию 4 губерний, после которой подал доклад царю. В нем он доказывал, что надо изменить взгляд на крестьян как на источник податей. Крестьяне были переданы в созданное 1837 году министерство государственных имуществ. Был четко регламентирован выбор сельского управления: десять дворов выбирали десятского, сто – старосту, село – старшину. Высший орган управления в селе был сельский сход, который кроме старшины избирал местный суд, сельскую управу, смотрителя хлебного магазина, пожарных старост. Своеобразие аппарата заключалось в том, что высшие чины назначались сверху, низшие – снизу.

Деятельность министерств государственных имуществ была гласной, с 1843 года для всех желающих публиковались отчеты министерства.

Основная идея реформы Киселева заключалось в следующем – крестьяне будут исправно платить налоги в том случае, если они будут состоятельными. Для этого было сделано следующее:

· Роздано крестьянам 2.5млн. десятин земли из государственного фонда + 2 млн. десятин леса.

· Переселено 200тыс душ  из мало земельных сел на еще 2.5 млн. десятин казенных земель. Земельный надел у государственных крестьян составил 8-15 десятин на душу мужского пола.

· Были созданы вспомогательные кассы для выдачи кредита крестьянам. Ежегодные ссуды составили 1500’000 рублей. В селах было создано 500 сельских сберкасс и 3000 хлебных магазинов - складов, в которых крестьяне хранили запасы хлеба на случай неурожая.

· Вместо уравнительной подушной подати была введена подать с учетом качества земель, то есть подать была переложена с работника на землю.

· Рекрутская повинность теперь не висела над крестьянином всю жизнь, призвать в армию могли лишь до 20-ти лет.

· Для улучшения жизни крестьян было построено 600 казенных кирпичных заводов, введено оспопрививание, устроены опытные поля, пасеки и сады, открыты сельские школы. До реформы в казенных селах было всего 60 училищ с 1800 учениками, стало 2500 училищ со 110 тысячами учащихся,  в том числе и девочками.

· Правительство стало вести борьбу с кабаками. Если в селе закрывали кабак, то правительство выдавало сельскому обществу на строительство церкви, при которой обязательно была церковно-приходская школа. Правительство Николая I понимало, что душа крестьянина важнее, чем доход от водки.

Особенностью проведения было то, что от казны не было взято ни рубля. До реформы недобор податей составлял 10%, после реформы – 3%. Сбор податей увеличился с 391 млн. до 506 млн. У графа Киселева была идея постепенно скупить частные помещичьи имения и сделать крепостных крестьян государственными. Ему удалось скупить 178 имений с 55 тыс. душ.

Недостатком проведения этой реформы было то, что выросло число чиновников, контролирующих деревни, а так же то, что местные власти отходили от идеи Киселева, не объясняли крестьянам сути необходимых преобразований. Так, например, картофель внедряли розгами и штыками, что вызывало картофельные бунты.

В 1839-1843 году была проведена денежная реформа министра финансов Канкрина, которое оказало положительное воздействие на экономику России, выросла внутренняя и внешняя торговля. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, и облагал высокими пошлинами ввозимый товар, это приносило доход казне и защищало Российскую промышленность.

Главной задачей Канкрин считал наведение порядка в денежном обращении. Во время царствования Александра I финансы, вследствие войн, были расстроены, внешний долг России достиг 102 млн. рублей серебром. Страна была наводнена бумажными деньгами, которые печатало правительство для военных расходов и платежей по внешнему долгу. Курс бумажного рубля постоянно колебался: существовал вексельный курс для торговли с иностранцами, податной курс рубля, по которому принимали подати государственные учреждения, и простонародный курс для частных сделок. Кроме того, имели хождение различные иностранные монеты. Канкрин принял в 1839 г. закон об обязательном совершении всех сделок на серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно свободно обменивать на серебро. Манифестом 1 июля 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. При этом Канкрин следил за тем, чтобы количество кредитных билетов соответствовало размером государственного серебряного запаса.

В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов), куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. В 1832 г. издан 15-томный «Свод законов Российской империи», заключивший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства.

В области просвещения и печати политика правительства была крайне консервативной. Был издан цензурный устав, согласно которому любая рукопись и даже ноты перед изданием должны были быть прочитаны цензором. История донесла до нас анекдотические случаи запретов. Например, такое поэтическое признание в любви: «Один твой взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной» не получило разрешения на издание, поскольку, как объяснил цензор, нельзя взгляд женщины ставить выше законов, официальных властей, и уж тем более императора и Бога!

В 30-е годы многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников. Средством подчинения бюрократии контролю со стороны государя были его личные попытки бороться со злоупотреблениями чиновников. «Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и проделки» (Ключевский). Впрочем, подобные налеты оказывались средством малоэффективным. И взяточничество, и казнокрадство продолжали процветать.

Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х годов, по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: Киевский губернатор Писарев — как очень богатый, Таврический губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, Ковенский губернатор Радищев, сын А.Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал.

Реакционная политика Николая 1 больше всего проявилась в области просвещения. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных заведений. Согласно ему начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий (крестьян) предназначались одноклассные приходские училища; 2) для средних сословий (мещан, купцов) – трехклассные училища с более широкой программой обучения. 3) для детей дворян и чиновников – семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося. В уставе откровенно говорилось, что такое деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться»

Университетский устав 1835 г. ограничил автономию университетов, устанавливался строгий полицейский надзор за студентами (положительные стороны – поднималось значение университетов, восстанавливалось преподавание философии, большое место заняли история, российское законодательство).

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. «Крепостное право – пороховой погреб под государством», - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов Александр Христофорович Бенкендорф. Сам Николай 1 признавал, что «крепостное право – зло», однако к этому добавил: «Но его отмена сейчас, сразу, будет злом еще большим!»

 Для обсуждения крестьянского вопроса в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее, грозило суровое наказание. Принятые указы были лишь направлены на некоторое смягчение крепостного права. Так, запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

— не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

 — крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

— вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848).

 Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле. Указ гласил: «Вся без исключения земля принадлежит помещику, это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может». Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли в пользование, за что крестьянин был обязан выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842-1858 гг. на положении «обязанных» было переведено всего лишь 27.173 души муж. пола.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая 1 дали незначительные результаты. Положение крепостных крестьян не улучшилось, зато много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия, создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1,2 гильдии) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати, то есть получали некоторые права дворян. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту».

В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее; в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, то есть не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным. Важнейшими экономическими мерами правительства Николая 1 были следующие: установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного Совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В общественном движении и идейных направлениях в 30-40-е гг. Х1Х в. существовало несколько течений. Консервативное было представлено сторонниками «теории официальной народности», сформулированной министром народного просвещения Уваровым. Суть ее выражалась формулой – самодержавие, православие, народность. Самодержавие они считали единственно приемлемой формой российской государственности, верность россиян православию – признаком их истинной духовности. Народность понималась как необходимость для образованных сословий учиться у простого народа верности престолу и любви к правящей династии. Единство царя и народа – залог внутреннего спокойствия страны. Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве.

Либеральное направление выразилось в таких течениях общественной мысли как западники и славянофилы. Главный вопрос, который интересовал в это время русское общество, заключался в определении путей, по которым пойдет Россия. Славянофилы (А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин) считали, что русскому народу присущи свои специфические особенности, которые определили исторический путь страны, отличный от западного. Эти особенности они видели в извечном существовании крестьянской общины  - «мира» и православной религии. Община, главной функцией которой были уравнительные переделы земли, способствовала формированию русского национального характера и нравственности, которую сохраняла православная церковь.

В отличие от Запада, власть в России не была отделена от народа. Об этом говорит и факт добровольного призвания князя Рюрика русским народом, осознавшим необходимость государства. Между властью и общиной – «миром» установились добрые патриархальные отношения. Власть выполняла свои функции и не вмешивалась в дела мира. Все беды, по мнению славянофилов, начались с реформ Петра 1, который насаждал чуждые европейские порядки. России необходимо идти по своему самобытному пути, развивая нравственные качества, которые присущи русскому народу. Осуждали славянофилы засилие бюрократии, взяточничество и крепостное право. Славянофилы внесли большой вклад в изучение фольклора, быта, обычаев и нравов русского народа.

Противниками славянофилов были западники (С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский и А.И.Герцен). Они считали, что Россия идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от него, и поэтому должна заимствовать достижения западной цивилизации. Западники выступали за буржуазный путь развития страны, тогда как славянофилы считали, что Россия должна развиваться как крестьянская страна, где община является препятствием к распространению «язвы пролетариатства». Движущей силой истории западники считали борьбу личности за свободу. Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение, так как ставили важнейшие проблемы исторического развития.

Для общественной жизни России 30-40-х годов характерно возникновение различных революционных кружков – братьев Критских, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.В.Станкевича, М.В.Петрошевского, и др.

Итоги внутренней политики Николая I. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничьей бюрократии (С.Ф. Платонов). Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.

Оценивая итоги царствования, надо отметить, что именно в условиях николаевского самодержавия вырос будущей царь-реформатор, уже не испытывавший страха ни перед «дворянской удавкой», ни перед гвардейским переворотом, который тяготел над сыновьями Павла 1. Тогда же сложился и слой либеральной бюрократии, убежденной, подобно императору Николаю 1, в необходимости реформ, в частности в ликвидации крепостного права. К концу его эпохи лица, слой этот составлявшие, обладали и необходимыми для преобразований знаниями, и определенным административным опытом. Не следует забывать и того, что признанным их лидером в эпоху Великих реформ стал один из сыновей Николая I – великий князь Константин.

Ни современники, ни наследники, ни далекие потомки не сумели дать однозначной оценки роли, сыгранной императором Николаем 1 в русской истории, не смогли определить кем он был для России – злым гением или ангелом-хранителем. Во всяком случае, это была личность выдающаяся и неординарная.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты