Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Предмет истории

История как наука. Методологические подходы, существующие в исторической науке.

Знание становится наукой с появлением теоретических (методологических) подходов к изучаемому процессу.

Наиболее сложными для понимания являются вопросы методологии истории. При изучении различных методологических подходов, существующих в настоящее время в исторической науке, надо иметь в виду следующее. История - наука, позволяющая разобраться в сложных путях, которые проходит человечество в своем развитии. Она, как и каждая наука, не может существовать без систематизации конкретных знаний, без теоретического обобщения эмпирического материала.

В современной науке важнейшим и наиболее признанным методологическим подходом к изучению мирового развития является историзм - требование рассматривать все процессы и явления в их возникновении и развитии, в связи с породившими их конкретными обстоятельствами. Другим важнейшим принципом исторического познания является объективность - стремление к непредвзятому объяснению исторических процессов во всей их полноте и сложности, отказ от рассмотрения исторических явлений с классовой точки зрения, то есть интерпретации истории с позиции, выгодной определенному социальному слою.

Распространены в современной науке также системный анализ и сравнительно-исторический методы. Все больше используется учеными теория информации, математические методы сбора и обработки материала, а также моделирование исторических процессов.

В советской исторической науке всецело господствовала теория общественно-экономических формаций, в настоящее время историки встают на позиции цивилизационной теории. Согласно формационной теории развитие человечества прогрессивно и закономерно, то есть разные народы проходят одинаковые ступени развития, но не одновременно, а в разные исторические периоды, что зависит от природных, исторических условий, в которых находится тот или иной народ. Понятие «социально-экономическая формация» включает в себя определение той ступени экономического развития, которая достигнута человечеством. Понятие формация обозначает совокупность общественных явлений, в основе которой лежит определяющий данную  формацию способ производства материальных благ.

Понятие «общественно - экономическая формация» введено науку К.Марксом и Ф Энгельсом. Они впервые пришли к мысли, что этапы человеческой истории различаются формами собственности. Каждая формация представляет собой определенную систему со своим способом производства материальных благ, своим типом производственных отношений, совокупность которых составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. К.Маркс считал, что движение от одной формации к другой происходит с переворотом в экономических условиях производства, с изменением экономической основы общества. Производительные силы общества приходят на определенной ступени своего развития в противоречие с существующими производственными отношениями, и тогда происходит переворот в надстройке. К.Маркс выделял такие формации, то есть способы производства, как азиатский, античный, феодальный и буржуазный. В советской исторической науке утвердилось представление о сменяющих друг друга следующих формациях – первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первая фаза которого – социализм).

Согласно марксистской теории смены общественно-экономических формаций человечество развивается по пути прогресса, однако в истории каждая конкретная страна идет своим путем и может миновать те или иные стадии. Так, славянские народы перешли непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму, минуя рабовладельческий строй.

Итак, сердцевиной понятия общественная экономическая формация является способ производства, выражающий степень соответствия господствующих производственных отношений уровню развития производительных сил. Таким образом, социально-экономическая формация есть единство трех главных составных элементов - 1) производительных сил, 2) производственных отношений, 3) возникающей на их основе надстройки.

 Понятие «цивилизация» было введено в науку французскими просветителями ХУШ в. В мировой исторической науке существует несколько определений понятия «цивилизация»:

-Цивилизация – совокупность достижений материальной и духовной культуры, образ жизни, мышления и поведения людей.

-Цивилизация как социальная форма движения материи, способ бытия и развития общества, осознанная форма человеческого общежития.

-Цивилизация как социальная организация гражданского общества. В этом случае цивилизация противопоставляется первобытности.

-Цивилизация как способ самоорганизации больших социальных систем, обеспечивающий путем сознательного регулирования их структурную устойчивость. Цивилизация стала социальной организацией, обеспечивающей относительную независимость человека от природы.

-Цивилизация – уровень общественного развития, материальной и духовной культуры каждого отдельного этноса (народа), который обусловлен присущими только ему историческими и природными факторами.

Понятие цивилизации выражает единство всемирно-исторического процесса, охватывающего все многообразие культурно-исторических типов человечества.

Материальный предпосылки возникновения той или иной цивилизации, взаимодействуя с природой, определяют ее экономический базис, обозначают пределы развития цивилизации и источники ее саморазвития.

 В развитии мировой цивилизации выделяют такие стадии как аграрно-традиционную и индустриальную.

Если теория общественно-экономических формаций основана на идее всемирных исторических закономерностей, то по теории цивилизаций закономерности исторического развития носят локальный характер и не обязательно являются выражением общей исторической закономерности.

Причиной обращения современных ученых к теории цивилизации явился кризис теории общественно-экономических формаций, вызванный, во многом догматизацией этой теории в советской науке. Догматизация теории о общественно-экономических формаций произошла в 30-е годы ХХ в. под влиянием сталинских установок, после чего она была возведена в ранг государственной идеологии. В результате этого в качестве аксиомы в общественные науки вошел ряд таких ошибочных положений, как абсолютизация антагонизма между трудом и капиталом, недооценка способности капитализма к саморазвитию, идеализация общественной собственности и плана и т.п. В советской исторической науке, особенно в период сталинизма, нередко историки подгоняли материал под заранее известный результат, от авторов требовался соответствующий отбор материала, тех моментов истории, которые «работали» на схему и отвечали коммунистической идеологии.

Однако формационная теория при творческом к ней подходе имеет большой познавательный потенциал. Главное методологическое положение, признанное большинством современных ученых, состоит в том, что ни одну теорию нельзя рассматривать в качестве «единственно правильной и научно верной».

При рассмотрении сущности цивилизационного и формационного подходов необходимо помнить, что оба эти подхода не исключают, а взаимно дополняют друг друга. При рассмотрении процессов и явлений экономического характера, выявлении общих черт в развитии стран и регионов хорошо зарекомендовал себя формационный подход, при изучении явлений культуры, своеобразия развития цивилизаций большие возможности предоставляет цивилизационный метод.

Ведущие отечественные историки рассматривают историческое общество как единство формационного и цивилизационного начал. Ядром цивилизации является культура как духовное производство и воспроизводство. Основой культуры являются нравственные устои и гуманистические ценности общества. Ядром исторической формации является экономика как производство и воспроизводство материальных благ, а в основе этого процесса - долговременные интересы и текущие запросы различных классов и социальных групп. Понятие политической надстройки характеризует двойственный, формационно-цивилизационный характер всей социальной системы: с одной стороны она является выражением экономики (материальных интересов), с другой стороны надстройка  являет собой жизненно важные функции управления делами общества.

Здесь уместно привести слова известного ученого В.Л.Шейниса: «Формация и цивилизация - категории, обсуживающие разные срезы анализа всемирно-исторического процесса, горизонтальный и вертикальный, пространственный и временной, выходящий за срок жизни формации. В первом срезе цивилизационные различия выступают как варианты формации, во втором - смена формаций как ступень в эволюции цивилизации» («Народы Азии и Африки», N 1, 1987).

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты