Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История России. Послевоенная экономика

Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития.

Четвертый пятилетний план развития народного хозяйства, рассчитанный на 1946-1950 годы, был утвержден Верховным Советом в марте 1946 года. Его основной хозяйственно-политической задачей являлось восстановление разрушенных и опустошенных войной районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. Следует отметить, что такое восстановление было начато сразу же после освобождения войсками Советской Армии оккупированных районов страны по мере того, как боевые действия откатывались все дальше и дальше на запад. Однако в полной мере эта работа началась только после победы. На первых порах правительство СССР столкнулось с огромными трудностями в этой области — нехваткой продуктов питания, традиционными сложностями в области сельского хозяйства, неурожайным 1946 годом, проблемами перевода промышленности на мирные рельсы, массовой демобилизацией армии, возвращением в родные места тех, кто был насильственно вывезен в фашистскую неволю, и тех, кто был эвакуирован на Восток. Все это не позволяло вплоть до конца 1947 года осуществлять полный контроль над экономической жизнью страны.

В 1948 году объем промышленного производства превзошел довоенный уровень. Уже в 1946 году был перекрыт уровень 1940 года по производству электроэнергии, в 1947 — угля, в 1948 году — стали и цемента. Всему этому способствовали усилия по возобновлению производства на заводах и фабриках тех районов страны, которые были освобождены от гитлеровской оккупации. Промышленность, восстанавливаемая здесь, сразу же была переориентирована на выпуск мирной продукции. Предприятия, находившиеся в этих районах, в первую очередь получали новое оборудование, так как эвакуированные на восток заводы и фабрики было решено оставить на новых местах и уже по мере необходимости постепенно переводить производство на них на выпуск мирной продукции. Таким образом, в результате этих мер центры оборонного производства страны, вынужденно перемещенные в начальный период войны подальше от границ на восток (Урал и прилегающие районы), стали основными военными арсеналами Советского Союза в послевоенные годы.

В 1950 году была практически полностью реализована значительная часть показателей четвертой пятилетки. На западе страны были введены в действие почти 3200 промышленных предприятий. Следует отметить, что часть полностью разрушенных заводов и фабрик восстановлению уже не подлежали и на их месте были построены новые предприятия.

Основным источником и решающим фактором столь впечатляющих успехов в восстановлении промышленности страны явилась политика массированных капитальных вложений государства именно в промышленность. Их объем значительно превышал те инвестиции, которые направлялись в народное хозяйство в 30-е годы. Частично эти достижения были обеспечены также репарациями (4,3 млрд. долларов) и трудом захваченных в период войны пленных немецких (1,5 млн. человек) и японских солдат (0,5 млн. человек).

На первых порах производился полный демонтаж заводов и фабрик, ставших объектами репарационных поставок в пользу СССР. Однако подобная практика, связанная со значительными проблемами перемещения этого оборудования для установки на новых местах, а также с вопросами его сборки, обеспечением квалифицированной рабочей силой, себя не оправдала. Поэтому было решено переориентировать репарационные поставки уже на платежи готовой продукцией, оборудованием и промышленным сырьем с действующих на прежних местах предприятий, которые были поставлены под совместный контроль, в том числе и со стороны советской оккупационной администрации. В основном это были заводы и фабрики восточной зоны оккупированной Германии. Продукция предприятий западного сектора Германии, предназначенная для поставок в СССР, незначительная по объему, поступала нерегулярно и, в конце концов, перестала поступать.

В условиях разворачивавшейся «холодной войны» это был вполне предсказуемый шаг со стороны бывших союзников. Следует отметить, что сразу же после окончания войны также были прекращены поставки из США по линии ленд-лиза. На какую-либо зарубежную помощь в условиях раскола Европы на два противоположных политических лагеря Советский Союз рассчитывать не мог по вполне понятным причинам: «план Маршалла» ее вообще не предусматривал.

Именно поэтому Советскому Союзу приходилось рассчитывать только на себя, даже путем резкого снижения покупательной способности населения. С 1946 года в стране распространяется практика подписки населения на государственные займы восстановления народного хозяйства, носившая, по сути, принудительный характер. Вплоть до 1956 года было размещено 11 таких займов, на покупку облигаций которых у рабочих и служащих уходило 1-2 месячные зарплаты в год. Однако решающий источник восстановления народного хозяйства — собственные капиталовложения в экономику — был направлен только в одну ее отрасль, тяжелую промышленность. Отсюда возникли уже знакомые по ситуации в экономике 30-х годов диспропорции в ряде сфер послевоенной экономики СССР.

Показатели восстановления и развития тяжелой промышленности не только выполнялись, но на протяжении начала 50-х годов значительно перевыполнялись, в то время как показатели развития легкой промышленности и сельского хозяйства оставались далеко не оптимистичными. Эти отрасли народного хозяйства находились в глубоком застое, испытывая хроническую потребность в инвестициях. Так, например, из всех капиталовложений в промышленность на долю ее сектора легкой промышленности приходилось только 12%. Практически все финансовые и технологические ресурсы, квалифицированная рабочая сила концентрировались именно в тяжелой промышленности.

При всем пристальном внимании к тяжелой промышленности руководство СССР в экономике продолжало действовать шаблонно, по схемам первых пятилеток, не учитывая новейшие технологические достижения, вызванные к жизни во всех передовых странах нуждами войны и военного производства. По-прежнему делался акцент, например, в развитии топливно-энергетического комплекса на угледобывающее производство. При этом советское руководство не придавало значения более перспективным энергоносителям — нефти и газу. Передовые страны капиталистического окружения уже давно поняли преимущества этого нового направления в развитии топливно-энергетического комплекса, однако рутинное мышление сталинского руководства не позволяло переориентировать страну на новые, более производительные источники топлива, и вплоть до середины 50-х годов именно уголь оставался основой энергодобычи в СССР. Также действуя по старинке, руководство страны упустило из виду и практически оставило без внимания новейшие перспективные области промышленности, такие, как нефтехимия и ряд других.

В любом случае, успехи восстановления промышленности разоренной войной страны, особенно ее тяжелой промышленности, были впечатляющими. Несмотря на лишения трудящихся, связанные с отсутствием потребительских товаров, крайне медленное и неритмичное восстановление жилого фонда, нехватку продуктов питания, именно энтузиазм и беспримерный труд советских людей, также как и в тяжелые годы войны, позволил поставить разрушенную страну на ноги и укрепить ее экономический потенциал в период разгоравшейся «холодной войны».

В условиях послевоенного восстановительного периода, когда руководство страны избрало курс на ускорение промышленного производства, сельское хозяйство, очень сильно подорванное военными невзгодами, находилось в глубочайшем кризисе. Ситуацию усугубила катастрофическая засуха 1946 года, охватившая наиболее плодородные районы страны — Поволжье, Северный Кавказ, центральную черноземную область, Украину и Молдавию. Если городское население, до 1947 года снабжавшееся продуктами питания по карточкам, еще как-то сводило концы с концами, то крестьянство просто голодало.

После войны натуральные и денежные доходы с колхозов и колхозников в пользу государства возросли неимоверно. Новые поборы привели к гибели сотен тысяч крестьян и к окончательному обнищанию миллионов. Чтобы избежать уплаты налогов; а они взимались не в виде общей суммы, а с каждой единицы сельскохозяйственной культуры или домашнего скота и птицы, колхозники вынуждены были свертывать многостороннее хозяйство и оставлять производство только той его части, налог на которую был меньше или без чего семье грозила бы голодная смерть. Наряду с этим от колхозов требовали в виде натуральных поставок продукты, которые они не производили. Решая эту проблему, они были вынуждены приобретать эти продукты по рыночной цене и сдавать их государству бесплатно. Работа на земле превращалась в безрадостный и малодоходный принудительный труд.

Упадок сельского хозяйства заставил руководство страны обратиться к проверенным еще в 30-е годы методам, касавшимся, прежде всего восстановления и укрепления колхозов. В сентябре 1946 года было опубликовано правительственное постановление, запрещавшее увеличивать крестьянам площади своих и без того мизерных приусадебных участков (в военные годы, по известным причинам, аналогичный указ 1939 года почти не выполнялся и руководство смотрело на его нарушения сквозь пальцы). По сути, это было продолжением реализации тех подходов, которыми в свое время руководствовалось сталинское окружение при осуществлении коллективизации сельского хозяйства страны.

В условиях послевоенного роста цен на продукцию сельского хозяйства и значительного дефицита продуктов питания как в городе, так и в деревне, именно незначительные урожаи со все уменьшавшихся приусадебных участков колхозников были практически единственной основой пополнения скудного рациона питания горожан и также почти единственным источником получения наличных денег крестьянами, реализовывавшими плоды своего труда на колхозных рынках. Натуральные выплаты колхозникам за отработанные трудодни были крайне невелики, прокормиться они могли только за счет урожаев со своих приусадебных участков. Поэтому при общем падении объема получаемой в колхозах продукции сельского хозяйства восстанавливаемый послевоенный город с его промышленными предприятиями мог надеяться лишь на более-менее гарантированные государством продовольственные карточки (отменены в 1947 году) или же на колхозные рынки, где, если продукты еще и имелись, но их цены для многих горожан были недоступны.

Для крестьянина, как и в 30-е годы, труд на приусадебном участке был более выгоден, нежели работа на колхозных полях. Поэтому власти, отслеживая эту тенденцию, все больше и больше увеличивали денежное и натуральное налогообложение индивидуальных крестьянских хозяйств, вернувшись к практике законодательного ограничения их площадей для того, чтобы заставить сельчан вернуться на колхозные наделы.

Однако эти меры отражались не только на крестьянах, но и на горожанах, так как рост цен в связи с этим на колхозных рынках при весьма ограниченной покупательной способности жителей городов не позволял им хотя бы даже в минимальной степени воспользоваться плодами индивидуальных крестьянских хозяйств. К тому же правительству необходимо было выполнять свои обязательства по экспортным поставкам сельхозпродукции в страны «народной демократии», население которых испытывало также значительные продовольственные трудности.

Так как основная часть государственных вложений приходилась на восстановление промышленности, для нужд сельского хозяйства оставалось только около 8% общего объема ассигнований. Помощь государства колхозникам выражалась лишь в поставках техники для машинно-тракторных станций, с которыми колхозы расплачивались собственной сельскохозяйственной продукцией. Дополнительно колхозы были обязаны выполнять государственные поставки, которые оплачивались по очень низким ценам. Все это при фактическом отсутствии государственных инвестиций в сельское хозяйство препятствовало увеличений и без того мизерной денежной части оплаты колхозникам за проработанные трудодни, не давать покрывать продовольственное издержки и пытаться осуществлять какие-либо накопления для развития производства.

Деревня, таким образом, по-прежнему голодала и если не нищенствовала, то влачила жалкое существование. Наиболее трудоспособная часть сельского населения — молодежь — по-прежнему покидала село, несмотря на закон 1932 года, запрещавший крестьянам уход из колхоза без специального разрешения. Нужда индустриальных предприятий города и расширяющееся восстановление и новое строительство в значительной мере притягивали к себе молодые и в большинстве своем неквалифицированные рабочие кадры из села. В деревне конца 40-х — начала 50-х годов основной рабочей силой чаще всего оставались женщины и старики. Поэтому на уборку урожая нередко власти вынуждены были посылать горожан, отрывая их от основной деятельности, или солдат воинских частей.

Одной из попыток экономического и организационного укрепления колхозов и более полного и эффективного использования сельскохозяйственной техники стала кампания по их укрупнению, начавшаяся в 1949 году. В укрупненных колхозах легче было использовать труд квалифицированных специалистов сельского хозяйства. Значительно упрощалась деятельность МТС, которые уже имели дело с меньшим числом заказчиков, так как рост колхозов шел за счет поглощения более крепкими коллективными хозяйствами слабых. В связи с этим заметно сокращался и административно-обслуживающий аппарат. В результате этих мер число колхозов уменьшилось практически в два раза.

И все же к концу четвертой пятилетки тяжелые последствия войны в сельском хозяйстве страны были частично преодолены, и оно стало переживать медленный подъем. Хотя ряд плановых показателей пятилетки так и не был выполнен (особенно в области животноводства и его продуктивности), довоенный уровень, например по урожайности и валовым сборам технических культур и картофеля, был превзойден. Однако сельское хозяйство по-прежнему оставалось своеобразной «болевой точкой» всей экономики страны, так как требовало коренной реорганизации, на которую в послевоенный восстановительный период не было ни сил, ни средств.

Стремясь доказать мировому сообществу, что только первое в мире социалистическое государство, несмотря ни на что, в первую очередь думает о благе человека, И.В. Сталин дал указание отменить карточную систему снабжения населения, провести денежную реформу и снизить цены на различные товары. Условия проведения денежной реформы 1947 г. (обмен денег проводился с 16 декабря по 22 декабря, а в отдельных районах до 29 декабря) обусловили фактическую конфискацию наличных денег у населения, которые обменивались по курсу 10 к 1. Выиграли лишь те граждане, которые держали деньги на сберкнижках, т.к. здесь вклады обменивались дифференцированно. Причем суммы до трех тысяч рублей меняли 1 к 1, от трех до десяти тысяч рублей - 3 к 2, свыше десяти тысяч рублей - 2 к 1. Считалось, что это удар по спекулятивным элементам, а трудящиеся в результате реформы даже выиграют. На самом деле денежная реформа 1947 г. весьма чувствительно ударила по наиболее квалифицированным и энергичным труженикам - рабочим высоких разрядов, технической интеллигенции, а также по тем, кто был занят в тяжелых и вредных производствах (там были повышенные ставки) и в сельском хозяйстве. Сокращения коснулись именно их накоплений, которые в основном и были представлены наличностью. И наоборот, есть ряд свидетельств, говорящих о том, что многие работники партийных, советских, хозяйственных и правоохранительных органов в центре и на местах, узнав накануне об условиях проведения реформы, успели молниеносно отоварить значительные суммы наличных денег, перевели их на сберкнижки, разделили крупные вклады в сберкассе на несколько мелких, чтобы обеспечить обмен по льготному курсу, и т.д.

Широко рекламируемая кампания отмены карточной системы и понижения цен на самом деле на повышение уровня жизни народа практически не повлияла. Цены в госторговле по мере восстановления хозяйства и роста производства товаров действительно снижались. Если их уровень в четвертом квартале 1947 г., когда были отменены карточки, принять за сто, то на 1 марта 1949 г. их индекс составлял 71%, на 1 апреля 1954 г. - 43%. Но при этом они были более чем на треть выше довоенного уровня. Следует отметить, что от снижения цен выигрывали в большей степени люди с высокими по тем временам заработками. Зарплата же в те годы была практически заморожена.

Рыночные цены в ту пору бывали порой ниже государственных. Однако не следует забывать: в то время продавец на рынке, колхозник, представлял большинство народа, так что низкие цены означали низкий доход этого большинства. Сами недоедали, а на рынок везли - вот откуда было рыночное изобилие. Крестьян у нас в то время было около 70 млн. из 170 млн. населения страны. Они паспортов не имели и покидать деревни "самовольно" не могли - за такое отправляли за решетку. Из оставшихся 100 млн. по крайней мере 20 млн. было пенсионеров. Пенсия в то время составляла от трех до семи рублей в месяц (в пересчете на деньги 1961 г.) - на эти деньги можно было купить разве что несколько банок консервов. Из оставшихся 80 млн. человек не менее 12 млн. (точной статистики и сегодня не имеется) составляли заключенные, более 8 млн. - ссыльные и вольные поселенцы. Поэтому только 60 млн. человек, чуть более трети всего нашего народа, представляли собой реальных покупателей. Но и они получали в году не 12 месячных зарплат, а меньше, ибо их принуждали в обязательном порядке подписываться на государственные займы.

Дальнейшее развитие народного хозяйства страны упиралось в порочность самой системы административно-командного социализма. Все даже незначительные вопросы развития экономики решались в центре, а инициатива местных хозяйственных органов была ограничена до предела. Планы и необходимые материальные фонды для их выполнения также спускались сверху. Абсурдность централизованного управления приводила к тому, что коммуникации между поставщиками, производителями и смежниками растягивались на тысячи километров. Бесхозяйственность и неразбериха порождали простои на производстве, штурмовщину и вели к огромным материальным потерям. Немыслимо вырос центральный бюрократический аппарат. Взяточничество стало обычной формой деловых отношений, ложь - образом жизни.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты