Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История России. образование СССР

Национальная политика и образование СССР.

Распад Российской империи начался еще в период Февральской революции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на ее окраинах.

В начале ноября 1917 г. СНК принял «Декларацию прав народов России», провозгласившую в качестве принципов национальной политики равенство и суверенность всех народов России, право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. На основе Декларации в ноябре 1917 г. национальную автономию получают многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири, в декабре 1917 г. получила полную самостоятельность Финляндия.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации как формы государственного устройства. За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Одновременно с РСФСР в 1918 г. возникают государственные образования на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии. Новые республики приняли собственные конституции. В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные республики. С апреля 1920 Г. по февраль 1921 г. советская власть была установлена (в ходе борьбы с националистами) поочередно в Азербайджане, Армении, Грузии. Решающую роль в установлении здесь советского режима сыграла Красная Армия.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. В начале июня 1919 г. ВЦИК принял декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». По этому декрету создавались единое командование военных формирований этих республик,

Советов народного хозяйства, управлений железнодорожного транспорта, финансов, комиссариатов труда. Отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды.

Когда в период гражданской войны (1919-1920) некоторые республики оказались под контролем белых армий или оккупационных - войск, РСФСР политическими и военными средствами боролась за восстановление в них советской власти.

В период с 1918 по 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик советского типа. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже хозяйственно-политический) союз республик.

Однако на части территории бывшей империи образовались независимые национальные государства (буржуазно-демократические) — Латвия, Литва и Эстония, что было засвидетельствовано постановлением ВЦИК от 25 декабря 1918 г.

Особое место в этом ряду занимала Дальневосточная республика. Это государственное образование представляло собой «буферную» территорию между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы, и оккупационными армиями на Дальнем Востоке (японскими, американскими).

В апреле 1918 г. была провозглашена Закавказская республика, которая вскоре распалась на три независимых государства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана вторгаются турецкие войска, позже в Закавказье появляются английские части. В апреле 1920 г. военно-революционный комитет в Баку захватил власть, призвав на помощь советскую Россию.

В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования конфликта между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская власть.

Система двухсторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, РСФСР и Армения, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, а в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия.

В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками. На общих принципах стало строиться налоговое законодательство. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета.

К положительным явлениям в эти годы можно отнести поиски форм национальной государственности: национально-территориальной (Белорусская, Украинская республики и т.д.), территориальной (Горская, Крымская республики), федеративной (Закавказская федерация). Национально-территориальная автономия дополнялась культурно-национальной (национальные советы, школы, библиотеки и т.п.). Но одновременно при решении национальных проблем определяющим являлись интересы политики и идеологии, как их понимали вожди РКП(б).

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи существовало девять советских республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская. В РСФСР имелось восемь автономных республик: Башкирская, Горская, Дагестанская, Киргизская (Казахская), Крымская, Татарская, Туркестанская, Якутская - и 14 автономных областей (Вотская, или Удмуртская, Калмыцкая, Чеченская, Чувашская и т.д.). Реальной самостоятельности эти государства не имели, так как во главе их стояли члены одной партии - РКП(б). Все основные вопросы предварительно обсуждались и решались в Москве - Политбюро ЦК и на Пленумах ЦК РКП(б). Так, в октябре 1922 г. ЦК РКП(б) принял решение об упразднении Дальневосточной республики и ее вхождении в РСФСР. Затем это было оформлено в советском порядке. Таким же образом в марте 1922 г. произошло образование Закавказской федерации (Азербайджан, Армения, Грузия).

К 1922 г. единое подчинение имели и важнейшие государственные структуры: армия, органы ВЧК-ОГПУ. Летом 1922 г. по решению ЦК РКП(б) начался процесс объединения советских республик в единое государство. Здесь столкнулись два основных подхода: идея Сталина об "автономизации" советских республик (вхождение республик в РСФСР) и предложение Ленина о новой форме союзного государства на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик. Но в любом варианте обязательными условиями являлись руководящая роль коммунистической партии и социалистическая идея как гарант единства нового государственного образования.

По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП(б) одобрил проект Федеративного договора, по которому всем республикам гарантировались равные права внутри образуемого Союза Советских Социалистических Республик (СССР), теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. В ходе практической реализации этого плана произошел т.н. "грузинский инцидент". ЦК КП(б) Грузии высказался за прямое вхождение в СССР, а не в составе Закавказской федерации. Развернулись ожесточенные споры между Закавказским крайкомом РКЩб) во главе с Г.К. Орджоникидзе и руководством Грузии. Во время одной из дискуссий Орджоникидзе ударил по лицу своего оппонента за то, что тот назвал его "сталинским ишаком". Инцидент расследовала комиссия Каменева-Дзержинского, взявшая Орджоникидзе под защиту.

Эта история крайне возмутила Ленина, увидевшего в ней проявление великорусского шовинизма и пренебрежения интересами малых народов. 30 декабря 1922 г., в день открытия I съезда Советов СССР, уже парализованный, Ленин продиктовал письмо «К вопросу о национальностях или об "автономизации"». Здесь он изложил свое понимание интернационализма, подчеркивал необходимость сохранения и укрепления СССР, предлагая одновременно не торопиться с объединением конкретных наркоматов, кроме военного, дипломатического и ОГПУ; резко критиковал Сталина, Дзержинского и Орджоникидзе. Этот ленинский документ стал известен тогда лишь узкому кругу руководителей. Опубликован он был только в 1956 г.

Образование СССР 30 декабря 1922 г. произошло в составе четырех республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР. Согласно ей высшим законодательным органом был съезд Советов СССР. Он избирался на основе прямого избирательного права депутатами губернских и республиканских Советов. Права голоса лишались т.н. "нетрудовые элементы", выборы не были тайными, они проводились в городах на собраниях трудовых коллективов. На одинаковое число избирателей деревня избирала в несколько раз меньше депутатов, чем рабочие.

Между съездами Советов СССР (раз в два года) собирался три раза в год Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК избирал Президиум ЦИК и назначал Совет Народных Комиссаров (исполнительный и административный орган с рядом законодательных функций). После смерти Ленина председателем СНК до конца 1930 г. был А.И. Рыков. Все жизненно важные вопросы предварительно решались руководством партии: Политбюро, Оргбюро, Секретариатом ЦК.

Таким образом, новая экономическая система в целом включала административно-рыночную систему хозяйства при государственной собственности на крупную и значительную часть средней промышленности, транспорт, банки, с неэквивалентным обменом с деревней (отчуждение части продукции в виде продналога) и авторитарным политическим режимом. Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти, не допускающей никакой политической оппозиции, при наличии, однако, в экономике разнообразных форм собственности. Отсюда внутренняя противоречивость авторитарных режимов, которая приводит к тому, что их развитие идет либо к постепенной демократизации политической сферы и правовому обществу, либо происходит огосударствление экономики с дальнейшим ужесточением контроля со стороны государства над политикой, идеологией и личной жизнью граждан, в результате чего складывается тоталитарное общество.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты