Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Образование антигитлеровской коалиции

В годы второй мировой войны сформировалась антигитлеровская коалиция — военно-политический союз государств и народов, боровшихся против агрессивного фашистского блока Германии, Италии, Японии и их союзников. К концу войны в антигитлеровскую коалицию входило свыше 50 государств. Решающей силой коалиции был Советский Союз, сыгравший главную роль в победе над врагом. В борьбу против фашистско-мили-таристского блока важный вклад внесли США, Великобритания, Франция, Китай, а также Югославия, Польша, Чехословакия и другие страны.

Предпосылкой создания антигитлеровской коалиции стали заявления премьер-министра Великобритании У. Черчилля 22 июня 1941 года и президента США Ф. Рузвельта 24 июня 1941 года о поддержке СССР в начавшейся войне против фашистской Германии. 12 июля в Москве было подписано соглашение между СССР и Англией о совместных действиях в войне против фашистской Германии. Таким образом, под воздействием смертельной опасности фашистского порабощения возник союз, объединивший ранее непримиримых врагов — Советский Союз и Великобританию.

В самом конце 1941 года в Москве состоялась конференция представителей СССР, США и Англии по вопросам взаимных военных поставок в целях объединения и улучшения использования материальных ресурсов трех великих держав в войне против гитлеровской Германии. Материалы Московской конференции свидетельствовали о начавшемся процессе сотрудничества ведущих держав антигитлеровской коалиции.

Юридической основой коалиции стала Декларация Объединенных наций от 1 января 1942 года, которую подписали 26 государств в Вашингтоне. Правительства этих государств обязывались употребить все свои экономические и военные ресурсы против членов агрессивного тройственного пакта и присоединившихся к нему государств. Страны, подписавшие декларацию, обязались тесно сотрудничать друг с другом и не заключать сепаратного мира или перемирия с общими врагами.

В мае 1942 года в Лондоне был подписан советско-английский договор о союзе в войне против фашистской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после завершения войны. Вслед за этим, 11 июня 1942 года, в Вашингтоне было заключено советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи и ведении войны против фашистской агрессии. Эти договоры оформили ядро антигитлеровской коалиции, которая усилиями государств «большой тройки» за годы войны значительно расширилась. Еще в июле 1941 года СССР подписал соглашение о борьбе с общим врагом с правительствами Чехословакии и Польши, находившимися в эмиграции в Лондоне. В сентябре первого года войны советское руководство установило контакты с национальным комитетом свободной Франции. На сентябрьской конференции 1941 года в Лондоне с участием СССР, Бельгии, Чехословакии, Голландии, Норвегии, Югославии, Люксембурга и свободной Франции (французского антигитлеровского движения, возглавляемого генералом Шарлем де Голлем) была оглашена декларация правительства СССР, в которой формулировались задачи стран антигитлеровской коалиции в борьбе с блоком агрессивных держав в целях освобождения народов Европы от фашистского гнета.

Присоединение к союзу США завершило создание коалиции, внешне схожей с прежней Антантой. Однако антигитлеровский союз отличали глубокие идеологические, социально-политические противоречия и отсутствие жестких экономических и политических взаимодействий, характерные для Антанты времени империалистической войны 1914-1918 годов. Дело в том, что СССР, США и Англия не были связаны трехсторонним союзным договором. Существовали и действовали лишь двухсторонние соглашения. С этой точки зрения отношения внутри коалиции не укладывались в параметры блока и скорее соответствовали понятию временного союза. Вместе с тем антигитлеровской коалиции были присущи характерные для военно-политических блоков обсуждение послевоенного устройства мира, принятие договоренностей о разделе сфер влияния и о механизме будущего контроля над побежденным противником.

Несмотря на все трудности и препятствия, страны-участницы антигитлеровской коалиции все же находили пути к успешному сотрудничеству на протяжении всей второй мировой войны.

Вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение всей Великой Отечественной войны оставался одним из наиболее острых в отношениях между главными участниками антигитлеровской коалиции, членами «большой тройки» — СССР, США и Англией. Еще 18 июля 1941 года, исходя из того, что Советский Союз нес главную тяжесть борьбы с превосходящими силами гитлеровской Германии, И.В. Сталин, учитывая заявления Англии и США о готовности оказать СССР всю возможную помощь в войне, в своем личном послании У. Черчиллю поставил вопрос об открытии второго фронта в Европе в северной Франции, так как это позволило бы быстрее разгромить силы фашистской Германии.

Однако союзники, преследуя свои интересы, в том числе не исключая возможность уничтожения ССР фашистской Германией, преднамеренно затягивали открытие второго фронта. Правящие круги Англии и США рассчитывали также на взаимное истощение СССР и Германии, поэтому всячески стремились переложить тяжелейшее бремя войны на Советский Союз и сберечь свои силы с тем, чтобы в послевоенный период иметь возможность диктовать свою волю как СССР, так и Германии.

На Вашингтонской конференции Объединенных наций конца 1941 — начала 1942 годов вместо начала открытых военных действий на западе Европы У. Черчилль и Ф. Рузвельт, преследуя прежде всего интересы своих стран, наметили осуществить вторжение американских и английских вооруженных сил лишь во Французскую Западную Африку. Используя отсутствие второго фронта, гитлеровское командование к лету 1942 года сосредоточило на Восточном фронте значительные силы, что существенно осложнило военную обстановку для Красной Армии, потерпевшей в это время ряд крупных поражений от превосходящих сил противника.

В июне 1942 года нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в ходе своего визита в Вашингтон все же получил от Ф. Рузвельта обещание в отношении создания второго фронта в Европе в 1942 году, обусловленное давлением на него передовой американской общественности. Английское правительство формально поддержало эти обещания, хотя вслед за этим У. Черчилль продолжал настойчиво убеждать американского президента отказаться от начала военных действий в Европе и заменить их высадкой союзников в Северной Африке. Аргументируя советскому руководству эту позицию, У. Черчилль заявил, что открытие второго фронта в Европе идет вразрез с уже принятыми планами высадки союзников в Северной Африке в октябре этого года. Тем не менее, при этом он все же был вынужден обещать, что начало широкомасштабных военных действий на западе Европы союзники все же планируют на весну следующего, 1943 года.

В этих условиях Советский Союз при ведении боевых действий против фашистской агрессии мог рассчитывать только на свои собственные силы, что не могло не сказаться на потерях Красной, Армии. Несмотря на неоднократные обещания, весной 1943 года второй фронт на севере Франции так и не был открыт.

Вместо этого руководство США и Англии одобрило план высадки союзных войск в Сицилии и на юге Италии в целях осуществления вынашиваемого У. Черчиллем так называемого «балканского варианта». В соответствии с этим планом командование англо-американских войск планировало вступить в страны юго-восточной Европы раньше войск Красной Армии с тем, чтобы перерезать ей путь на Балканы и в Центральную Европу.

В мае 1943 года Ф. Рузвельт и У. Черчилль на встрече в Вашингтоне вновь договорились отложить открытие второго фронта на май следующего, 1944 года. Это решение было подтверждено на англо-американской конференции в Квебеке (Канада) в августе 1943 года. План начала боевых действий на севере Франции — операция «Оверлорд» — предусматривал высадку англо-американских войск в Нормандии лишь 1 мая 1944 года. Конкретные решения по этому вопросу по настоянию Советского Союза были приняты только на Тегеранской конференции глав «большой тройки» 28 октября — 1 ноября 1943 года.

Столь долго обещанная и откладываемая высадка англо-американских войск в Нормандии началась только 6 июня 1944 года. Таким образом, открытие второго фронта произошло лишь через три года после нападения фашистской Германии на СССР, когда, в сущности, исход войны был уже предрешен на Восточном фронте, на полях сражений Красной Армии с врагом. Но даже после высадки союзников на севере Франции именно советско-германский фронт являлся решающим вплоть до капитуляции фашистской Германии в мае 1945 года.

Правительство СССР всячески стремилось укрепить антифашистский фронт народов, добиваться принятия решений, направленных на достижение скорейшей победы над общим врагом и разработку принципов послевоенного устройства мира. Этим задачам была подчинена деятельность Советского Союза на конференциях министров иностранных дел и руководителей ведущих держав антигитлеровской коалиции (Московская конференция 1943 года, Тегеранская конференция 1943 года, Крымская/Ялтинская конференция 1945 года, Берлинская/Потсдамская конференция 1945 года).

В 1943 году прошли две конференции на высшем уровне. На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившей в октябре 1943 года, состоялась дискуссия о мерах, которые следовало принять странам антигитлеровской коалиции для сокращения сроков войны против фашистской Германии и ее союзников в Европе. На этой встрече были высказаны предложения советской стороны о проведении правительствами США и Англии мероприятий, которые бы обеспечили открытие второго фронта в Европе весной 1944 года. Эта предполагаемая мера западных союзников должна была сопровождаться мощными ударами по противнику на Восточном фронте, что могло бы привести к значительному сокращению сроков войны. Однако руководители ведомств иностранных дел США и Англии уклонились от принятия ими конкретных обязательств по этому вопросу. Окончательные сроки открытия второго фронта были согласованы позже, лишь на Тегеранской встрече руководителей «большой тройки».

В ходе работы Московской конференции 1943 года представителями СССР, США и Англии было принято решение о создании «Европейской консультационной комиссии» в Лондоне, которая должна была вырабатывать рекомендации правительствам стран «большой тройки» в отношении обеспечения тесного сотрудничества союзников в плане изучения вопросов, возникших в ходе войны. Участники конференции обсудили американские предложения об обращении с Германией, причем главы иностранных ведомств США и Великобритании высказались за расчленение Германии. На конференции была также принята декларация о всеобщей безопасности, заявления об Италии и Австрии.

Однако более животрепещущим вопросом во взаимоотношениях государств «большой тройки» по-прежнему оставалась проблема открытия второго фронта. Именно этот вопрос, наряду с другими проблемами ведения войны, стал предметом обсуждения на первой встрече руководителей трех великих держав антигитлеровской коалиции, проходившей в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года, — И.В.Сталина, Ф.Рузвельта и У.Черчилля. На Тегеранской конференции рассматривались также вопросы координации дальнейших военных действий против гитлеровской Германии и послевоенного сотрудничества.

В отношении открытия второго фронта главы «большой тройки» договорились, что операция «Оверлорд» по высадке англоамериканских войск на севере Франции будет осуществлена в течение мая 1944 года, причем она будет сопровождаться аналогичной высадкой экспедиционного корпуса на юге Франции и, самое главное, будет поддержана советским наступлением на Восточном фронте с тем, чтобы не допустить переброски немецких дивизий с советско-германского фронта на запад.

Еще одним решением Тегеранской конференции стала договоренность о том, что если Турция вступит в войну на стороне антигитлеровской коалиции и в результате этого Болгария, союзница фашистской Германии, объявит ей войну, СССР сразу же предпримет аналогичные действия против Болгарии. В документах конференции содержалось также положение о всемерной поддержке антифашистского партизанского движения в Югославии, оккупированной гитлеровцами.

На Тегеранской конференции были также затронуты вопросы послевоенного сотрудничества, в том числе о создании международной организации по сохранению мира и безопасности (будущая ООН). В отношении Ирана, занимавшего лояльную позицию в отношении стран антигитлеровской коалиции, руководители трех ведущих из них договорились продолжать оказывать этой стране экономическую помощь при гарантии ее независимости и суверенитета.

В ответ на неоднократные просьбы западных союзников к СССР о вступлении в войну с империалистической Японией глава советской делегации заявил, что войска Красной Армии вступят в войну на Дальнем Востоке после капитуляции фашистской Германии.

Вопрос о будущем Германии, а также Польши, Венгрии и Австрии был также предметом обсуждения глав стран «большой тройки» в Тегеране. В ходе разгоревшейся дискуссии было принято решение передать все эти вопросы на предварительную более тщательную проработку в Европейскую консультационную комиссию. У. Черчилль и Ф. Рузвельт в принципе согласились удовлетворить пожелание СССР о передаче ему после войны части Восточной Пруссии. Итоги Тегеранской конференции свидетельствовали о плодотворности военного и политического сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции, направленного на скорейшее завершение второй мировой войны и установление прочного и гарантированного мира.

Крымская (Ялтинская) конференция руководителей «большой тройки» (И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль) проходила 4-11 февраля 1945 года, то есть в тот период, когда война против гитлеровской Германии вступила в свою завершающую фазу. В работе конференции принимали участие министры иностранных дел СССР, США и Англии, а также начальники штабов вооруженных сил этих стран.

Главы трех великих держав рассмотрели и определили свои военные планы в целях окончательного разгрома врага, согласовали и детально спланировали сроки, размеры завершающих ударов по фашистской Германии, договорились о судьбе Германии после полного ее поражения,

Участники конференции подтвердили, что для обеспечения выполнения требований безоговорочной капитуляции Германии вооруженные силы СССР, США и Англии займут на территории Германии особые зоны оккупации. Было предусмотрено создание союзнической администрации и контроля, который предполагалось осуществлять через специальный контрольный орган в составе главнокомандования трех держав. При этом указывалось, что еще одна страна — Франция — будет приглашена занять свою зону оккупации поверженной Германии и также будет участвовать в деятельности контрольного органа союзнических сил в Германии.

На конференции был также рассмотрен вопрос о возмещении ущерба, причиненного немецко-фашистской агрессией союзным странам. Для этого создавалась специальная комиссия по репарациям, которая должна была решить вопрос о размерах и способах возмещения ущерба.

Одним из центральных вопросов Крымской конференции стало намерение о создании совместных с другими миролюбивыми государствами новой универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности. Для этого предлагалось созвать в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года конференцию Объединенных наций для подготовки устава такой организации. Советская сторона добилась согласия Англии и США на допуск к первоначальному членству в организации Украинской и Белорусской ССР.

Польский и югославский вопросы по-прежнему оставались наиболее сложными в отношении проблем послевоенного устройства Европы. В отношении будущего польского правительства была достигнута договоренность о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой демократической основе с включением в него деятелей из самой Польши и польского правительства, находившегося в Лондоне в эмиграции. Что же касается границ и территории новой Польши, то было решено, что она должна будет получить существенные приращения территории на севере и западе за счет земель, захваченных Германией.

По поводу Югославии главы СССР, США и Англии выработали рекомендации в отношении образования объединенного правительства этой страны, включающего представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского югославского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента Югославии на основе уже существующего Антифашистского Вече национального освобождения.

Большое значение для окончания второй мировой войны на востоке имело соглашение, по которому СССР принял на себя обязательство о вступлении в войну против империалистической Японии спустя 2-3 месяца после капитуляции фашистской Германии и окончания войны в Европе. Это соглашение конкретизировало обещания советской стороны, данные союзникам на Тегеранской конференции 1943 года. Кроме этого, союзники договорились о восстановлении, принадлежавших России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором в результате русско-японской войны 1904-1905 годов, а также о передаче Советскому Союзу Курильских островов.

Решения Крымской конференции были дополнены и закреплены на Берлинской (Потсдамской) конференции, проходившей в пригороде поверженной столицы фашистской Германии 17 июля — 2 августа 1945 года. Это была последняя конференция союзных держав в период второй мировой войны. Делегацию СССР возглавлял И.В. Сталин, США— президент Г. Трумэн,. Англии — вначале У. Черчилль, а затем новый премьер-министр К. Эттли.

К началу работы конференции отношения между тремя союзными державами антигитлеровской коалиции значительно осложнились. В политике западных союзников заметно усилились антисоветские настроения, что было следствием резкого изменения соотношения сил в Европе в пользу Советского Союза. Однако союз трех держав все-таки не распался, поскольку США и Англия были очень заинтересованы в участии Красной Армии в войне против Японии.

В ходе работы конференции были приняты политические и экономические принципы, которыми должны были руководствоваться в начальный период при обращении с побежденной Германией. Основу этих принципов составили пункты, нацеленные на демилитаризацию, демократизацию и денацификацию побежденной фашистской Германии с тем, чтобы угроза агрессии уже никогда не исходила с немецкой земли. Было принято решение о полном разоружении Германии и ликвидации всей германской военной промышленности. Наряду с этим уничтожалась национал-социалистская партия и запрещалась всякая нацистская и милитаристская пропаганда, отменялись все нацистские законы, предусматривались меры по наказанию военных преступников.

На конференции в Потсдаме союзники достигли соглашения и о репарациях, то есть материальной ответственности за ущерб, причиненный фашистской Германией странам, ставшим объектами ее агрессии. Союзники признали, что репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из советской зоны оккупации. Кроме этого, в пользу Советского Союза изымалась четвертая часть промышленного оборудования, предназначенного для репарационных платежей из западных зон оккупации. Поровну, между всеми державами-победительницами (включая Францию), делился и военно-морской и торговый флот Германии.

По настоянию советской делегации на Потсдамской конференции было принято решение опубликовать списки нацистских военных преступников и подвергнуть их суду международного трибунала. Были рассмотрены и территориальные вопросы послевоенного переустройства Европы. СССР передавался город Кенигсберг (с 1946 года — Калининград) и прилегающий к нему район, устанавливалась западная граница Польши по линии рек Одер — Западная Нейсе. Польше передавалась часть восточной Пруссии и город Данциг (Гданьск). Руководители делегаций-участниц конференции договорились о перемещении в Германию немецкого населения, ранее проживавшего в Польше, Чехословакии и Венгрии. Было уделено внимание и вопросам, связанным с проблемой заключения мирных договоров с бывшими союзниками фашистской Германии — Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией, Финляндией и о приеме этих стран в Организацию Объединенных Наций. Конференция учредила Совет министров иностранных дел держав-победительниц, которому в качестве главной задачи поручалось разработать тексты мирных договоров и принять меры по установлению дипломатических отношений с правительствами этих стран. На конференции американская и английская делегации вновь затронули вопрос о вступлении СССР в войну против Японии. Глава советской делегации подтвердил, что Советский Союз вступит в войну в строго намеченные ранее сроки.

После разгрома фашизма мир можно было обеспечить лишь новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран и уважении норм международного права. О необходимости создания после войны международной организации по обеспечению мира говорилось в целом ряде документов союзных держав, в том числе и в Декларации Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии в 1943 году. Основные положения Устава новой организации были согласованы на встречах государств-союзников в Думбартон-Оксе (США) в 1944 году, на встречах в Крыму и Сан-Франциско в 1945 году. 26 июня 1945 года участниками последней был подписан Устав Организации Объединенных Наций. День вступления его в силу, 24 октября, отмечается как День Объединенных Наций.

Целью ООН является поддержание международного мира и безопасности, исходя из принципов, которые позже получили название принципов мирного сосуществования. Предполагалось международное сотрудничество при разрешении межгосударственных проблем социального, экономического, гуманитарного и культурного характера, по поощрению и уважению к правам человека во всем мире. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Важнейший постоянно действующий орган ООН — Совет Безопасности. В отличие от всех других органов ООН, решения которых рекомендательны, он уполномочен принимать решения, обязательные для всех членов ООН. Первоначально он состоял из пяти постоянных членов — Англии, Китая, СССР, США и Франции—и шести непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок. Решения Совета Безопасности по кардинальным вопросам принимаются на основе принципа единогласия постоянных членов, вопросы процедуры — простым большинством. В отличие от евроцентристской Лиги Наций (1919-1939 гг.) созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций стала всемирной организацией.

С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Нюрнберге проходил суд над главными нацистскими преступниками. Для этих целей был создан Международный трибунал из представителей государств-победителей во второй мировой войне. Этому суду были преданы высшие военные и государственные деятели нацистской Германии, обвиняемые в заговоре против мира, человечества и в тягчайших военных преступлениях.

Важное значение имеет тот факт, что Нюрнбергский процесс впервые в истории посадил на скамью подсудимых не просто личности, но и преступные организации, созданные ими, а также сами идеи, толкнувшие их к человеконенавистнической практике для их реализации. Была разоблачена сущность фашизма, планы уничтожения государств и целых народов. На процессе было доказано, что решающую роль в становлений германского фашизма сыграл крупный промышленный капитал, а в осуществлении преступлений — высшее военное командование.

30 сентября — 1 октября 1946 года был оглашен приговор. Гитлеровские преступники Геринг, Риббентроп, Кейтель, Каль-тенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Йодль, Зейсс-Инкварт и заочно Борман были приговорены к смертной казни через повешение; Гесс, Функ и Редер — к пожизненному заключению, Ширах и Шпеер — к 20, Нейрат —- к 15, Дёниц — к 10 годам тюремного заключения. 16 октября 1946 года приговор был приведен в исполнение. Геринг незадолго до казни покончил жизнь самоубийствам. Фриче, Папен и Шахт были оправданы, Крупп был признан неизлечимо больным, и дело о нем было приостановлено.

Хотя трибунал и признал преступными организациями СС (охранные органы), СД (служба безопасности), гестапо, руководящее ядро национал-социалистической партии, он не вынес решения о преступности верховного командования, генштаба вермахта. Принципы международного права, содержащиеся в Уставе Международного трибунала и выраженные в приговоре, были подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря 1946 года.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты