Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Культура России второй половины 18 века

Культура России второй половины 18 в. связана с идеями Просвещения – идущего из Франции направления общественной мысли, призывавшего установить «царство разума» на земле и придававшего большое значение распространению образования и развитию науки.

Идеи Просвещения определили государственную политику в области образования. Образование основывалось на сословности. Для дворян расширилась сеть кадетских корпусов, создаются другие закрытые учебные заведения, например Смольный институт благородных девиц. Он был основан по инициативе И.И. Бецкого, сторонника воспитания детей в изоляции от родителей. Для детей духовенства создавались духовные академии и епархиальные училища; для купечества – коммерческие школы. Для разночинцев были открыты Академия художеств, горная, медицинская, штурманская школы. Расширилась сеть начальных учебных заведений. К концу 18 в. их было около 300. В губернских городах действовали главные народные четырехклассные училища, а в уездных – малые народные двухклассные училища.

В 1755 г. был основан Московский университет , а в 1783 г. - Российская академия по изучению русской словесности во главе с Е.Р. Дашковой. Однако народ в основном оставался неграмотным.

Выдающуюся роль в развитии науки сыграл М.В. Ломоносов . Он был естествоиспытателем, поэтом, историком, художником, механиком. Он открыл атмосферу Венеры, сформулировал принцип сохранения материи и движения, был одним из основоположников физической химии, первым выступил против теории норманистов, его “Российская грамматика” была первой научной грамматикой русского языка.

Можно выделить несколько замечательных достижений технической мысли. В 1766 г. И.И. Ползунов на Урале изобрел паровую машину, И.П. Кулибин разработал проект одноарочного моста через Неву, соорудил оптический телеграф, механическую коляску, лифт, часы-яйцо с танцующими фигурками.

Литература второй половины 18 в. характеризуется переходом от классицизма к романтизму. Классицизм представлен именами поэта А.Д. Кантемира, драматурга А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова (торжественные оды). Создателем социальной комедии, писателем и дипломатом был Д.И. Фонвизин (“Недоросль”, “Бригадир”). В духе сентиментализма писал Н.М. Карамзин (“Бедная Лиза”). Начал отход от классицизма поэт Г.Р. Державин.

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова – крупнейшего издателя и журналиста. В то время, когда он возглавлял типографию Московского университета, им было издано более 800 наименований книг, включая Шекспира, Мольера, Фонвизина, французских философов. Он первым в России стал издавать массовые журналы - детский, женский, сельскохозяйственный, экономический. В своих сатирических журналах “Трутень”, “Живописец” и “Пустомеля” выходивших в свет в 1768-1775 гг. он критиковал такие пороки власти и общественной жизни как: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев крепостных крестьян. При этом Новиков не выступал за немедленное освобождение крестьян, а связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами, что соответствовало его убеждениям как члена масонской ложи. Екатерина II опасалась вольнодумства Новикова. Сначала она полемизировала с ним в своем журнале “Всякая всячина”, а, узнав о связи с просветителем наследника Павла, попыталась ограничить деятельность Новикова. После многочисленных доносов ему запретили печатать книги, а затем обвинили в “расколе” и 1 августа 1792 г. заключили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. Новиков был освобожден пришедшим к власти Павлом I.

Одним из крупнейших просветителей России был А.Н. Радищев,. Он считал, самодержавие “есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”, которое необходимо уничтожить. В оде “Вольность” он приветствует свободу и призывает бороться за нее. В 1790 г. Радищев завершает работу над книгой “Путешествие из Петербурга в Москву”, где в виде дорожных впечатлений показал бесчеловечность крепостного гнета, нарисовал яркие картины бесправия крестьян и произвола помещиков. В книге звучал призыв к уничтожению крепостничества и установлению республики. Екатерина II, прочитав книгу, отметила, что она “бунтовская, где царям грозят плахою. Автор - бунтовщик хуже Пугачева”. По ее приказу весь тираж книги был конфискован, а Радищев арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Илимский острог, где находился до 1796 г. и был освобожден Павлом I.

В архитектуре стиль барокко начинает сменяться классицизмом, использовавшим традиции античности. В стиле барокко работал В.В. Растрелли (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе). Один из основоположников русского классицизма В.И. Баженов был создателем дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. По проекту М.Ф. Казакова в Москве создаются здания университета, Сената в Кремле, Петровский замок.

В живописи преобладали парадные портреты, созданные Ф.С. Рокотовым, В.Л. Боровиковским, Д.Г. Левицким. Выдающимися крепостными художниками были отец и сын Аргуновы. Скульптура отмечена творчеством Э. Фальконе (“Медный всадник”), Ф.И. Шубина (портреты Павла I, Ломоносова).

Первый профессиональный театр открыл в 1750 г. в Ярославле Ф.Г. Волков. Позже его театр во главе с А.П. Сумароковым в Петербурге стал императорским. Помещиками создаются театры крепостных актеров, особую известность имел театр Шереметева.

В 18 в. окончательно побеждает светское направление в культуре, складывается система просвещения и наука. Все это стало основой для подъема русской культуры в 19 в.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты