Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Киевская Русь

Страница 3 из 3

Культура Руси в 9 – 12 веках

 Изучение культуры 9-12 вв. представляет большую сложность из-за ограниченного количества источников. Так, от домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Некоторый материал дает русский фольклор, многие элементы которого восходят к древнерусской культуре: песни, сказки, заговоры, костюмы. Древнейшие произведения культуры - былины. В них мы встречаем не только упоминания о легендарных и мифических героях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, но и о русских князьях: Ярославе Мудром, Владимире Красно Солнышко.

Феодальная культура полнее всего проявилась в городах. Многие горожане были грамотными людьми, о чем говорят многочисленные находки берестяных грамот, которые содержали тексты, как официальных документов: договоры, письма, так и частных: записки приглашения, стихи. С 11 в. широкое распространение получает кириллица - азбука, разработанная христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. На Руси не знали цифровой системы и числа обозначали буквами. Широкое распространение получают школы в основном при монастырях. Своеобразным высшим учебным заведением был Киево-Печерский монастырь, где учили языки, литературу, богословие. Грамотными были и князья. У Ярослава Мудрого была крупнейшая для того времени библиотека.

В конце 9 в. появляются первые летописи, в них отражались наиболее значительные события, давались характеристики князей и других деятелей. Крупнейшим летописцем был Нестор - автор “Повести временных лет”. Литература того времени почти не сохранилась. Известны некоторые жития святых и литературные произведения: “Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово Даниила Заточника”, “Моление Даниила Заточника”, жемчужина русской литературы “Слово о полку Игореве”, - это не только повествование о неудачном походе на половцев, но и политический трактат. Среди публицистических произведений выделяется “Слово о законе и благодати” киевского митрополита Иллариона.

С принятием христианства на Руси начинается храмовое строительство. Деревянные сооружения не сохранились, но по каменным мы можем судить, что они повторяли византийские храмы. Учителями русских строителей были византийцы. Из Византии в качестве образца был заимствован крестокупольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-и купольный Софийский собор в Киеве (около 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам.

По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке в середине 11 в. Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. Можно говорить о складывании своеобразных архитектурных школ в отдельных землях. Так в Новгороде в 12-13 вв. создается множество церквей, которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшийся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

В период расцвета Киевской Руси большое значение придавалось монументальной живописи - мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь; остальная часть храма была покрыта фресками - сцены из жизни Христа, изображения проповедников и пр., а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с 12 в. Большую известность приобрела в это время новгородская школа - “Спас Нерукотворный”,  “Успенье”, “Ангел златые власы”.

В домонгольской Руси сложилась культура европейского уровня. Как раз накануне монголо-татарского нашествия она достигла подлинного расцвета. В ней господствовал единый монументальный стиль, аналогом которого можно считать романский стиль на западе и юге Европы , а также в Византии. К сожалению, многие памятники культуры погибли в период монгольского нашествия.


« Пред. - След.
Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты