Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Киевская Русь

Страница 2 из 3

Христианизация Руси.

В период становления Древнерусского государства основная масса населения еще придерживалась язычества. Однако усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, язычество, как религиозная система, оказалось неспособным объяснить происходящие перемены, объединить общество. Распространение новой религии на Руси являлось необходимым и естественным процессом. Поэтому самым важным для дальнейшей судьбы государства стали религиозные реформы Владимира. Чтобы упрочить свою власть, великий князь провел в 980 г. первую реформу. Владимир попытался создать единый государственный пантеон богов и возвести в ранг государственной религии языческие верования. «И стал Владимир один княжить в Киеве, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь», - сообщает «Повесть временных лет». Однако реформа не достигла поставленных целей.

Каковы же главные причины отхода от язычества ? В основном историки выделяют следующие положения. Первое – усиление роли государства, что, безусловно, вступало в противоречие с общинными представлениями славян. Второе – несовместимость государственного единства и разнородных языческих культов.  Третье заключалось в том, что языческая Русь не могла выступать полноправным партнером в международных отношениях и была обречена на внешнеполитическую изоляцию.

Перед Русью стоял выбор новой религии. В «Повести временных лет» рассказывается о том, что к князю прибыли миссионеры, представлявшие все известные мировые религии. Мусульмане сказали: «Мы веруем в Бога. Магомет учит нас: творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, и по смерти Магомет даст каждому по семидесяти жен». – «Питие есть веселие Руси, - ответил им Владимир, - и не может без того быти». – «У нас пощение по силе, - рассказывали католики, - если же кто пьет и кто ест, то все во славу Божию, как говорит учитель наш Павел». – «Ступайте домой, - отвечал Владимир. – Отцы наши этого не приняли». У иудеев Владимир спросил: «А где вы живете?» - «Наш Бог прогневался на наших отцов, - отвечали те, - и за грехи наши рассеял нас по всем странам…» - «Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны?» - воскликнул Владимир.

Затем Владимир провел обстоятельную беседу с греческим проповедником. Он все больше стал склоняться к выбору именно этого варианта. Однако неожиданно он заявил: «Подожду еще немного». Далее в летописи рассказывается о том, что князь отправляет «десять мужей добрых и смысленных» для «испытания вер» в различных государствах. Вернувшись домой они с восторгом рассказывали князю о православном богослужении  в соборе Святой Софии Константинополя: «Не свемы на не небе ли есмы были, или на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такая…». Далее в летописи повествуется о том, что Владимир отправился в поход на Корсунь, где и принял Крещение. Вернувшись в Киев, Владимир крестил народ в Днепре.

Но все-таки выбор Владимира объясняется практической целесообразностью. В то время Византия являлась мощным, процветающим государством, стабильным внутренне и ведущим успешную внешнюю политику. В то время как соседние мусульманские страны (Волжская Булгария) приходили в упадок. Византийская религия должна была импонировать Владимиру, поскольку отвечала внутренним задачам, которые он пытался решить: стабилизировать общество, объединив его на основе норм христианской морали, принципов милосердия и человеколюбия. Привлекательной для князя, добивавшегося укрепления своей власти, должна была стать, господствовавшая в Византии, идея божественного происхождения императорской власти. Кроме того, в Византии церковь была зависима от императора, который играл в ее жизни первостепенную роль.

Не всегда население добровольно отказывалось от язычества. Особенно сильным было сопротивление на севере страны. Например, новгородцы встретили своих крестителей как врагов и оказывало им довольно мощное сопротивление. Дружинникам приходилось силой сгонять людей в реку.  Хотя официальной датой принятия христианства на Руси считается 988 г., следует понимать, что для крещения всего населения государства понадобилось более ста лет. Это произошло на рубеже XI-XII вв. Большинство историков считают, что крещение Руси оказало положительную роль в развитии государства, так как:

Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало укреплению развития феодального способа производства в Древней Руси.

Укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Расширение международных связей, установление союзнических отношений с христианскими государствами Европы.

Появление новой системы нравственных ценностей и нового кодекса поведения человека.

Приобщение к культурным достижениям Византии и других христианских стран, распространение письменности, просвещения. Возникновение каменного зодчества, изобразительного искусства.

Социально-политический строй.

В период наивысшего могущества Древнерусского государства на его территории проживало около 5 миллионов человек. Древнерусское государство по форме правления представляло раннефеодальную монархию. Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. Он передавал свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии. Власть князя не была абсолютной, он опирается на дружину: старшую (бояре) и младшую (гриди, отроки, вирники и др.).  Тех, кто входил в «старейшую» дружину, называли княжьими мужьями или боярами. Некоторые из них могли иметь свою дружину. Исторические факты свидетельствуют, что князья должны были считаться с мнением дружины при решении разнообразных вопросов. Например, Святослав, когда мать Ольга убеждала его принять христианство, отказался, ссылаясь на то, что этого не одобрит его дружина. Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составляли постоянный совет князя и стали именоваться боярами. Этот совет оказывал серьезное влияние на князя. Младшие дружинники являлись зависимыми от князя лицами. Они могли служить князю охраной, занимать незначительные государственные должности.

Постепенно полномочия князя расширяются, он  выполняет не только военную функцию (оборона города от внешних врагов), но и административную и судебную. Князь назначал местных судей, разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья. Киевский князь должен был обеспечить безопасность торговых путей, защитить границы русской земли от внешней опасности, а так же он должен был объединить  все восточнославянские племена под своею властью.

Насильственно включенные в состав Древнерусского государства племена  нередко проявляли сепаратистские настроения. В 988 г. князь Владимир с целью прочного закрепления земель в составе государства вводит институт князей-наместников, посадив своих сыновей на княжение в наиболее важных стратегических пунктах. Кроме местных князей на места посылались наместники и волостели, которые за свою службу получали от населения «корм». В результате оформилась система кормления. Из числа дружинников князь назначал тысяцких - высших должностных лиц, данников - сборщиков поземельных податей, вирников - судебных чиновников, а так же мытников - сборщиков торговых пошлин.                 

Иногда в Древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие князья, знатные бояре и представители городов. Здесь рассматривались важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств.

Демократический элемент управления Киевской Русью проявляется в народном собрании - вече. В период складывания Древнерусского государства оно играло заметную роль. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. В реальной жизни случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече решало вопросы, связанные с объявлением войны и заключением мира, приглашением или избранием князей, принятием законов.    Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но уже в XI в. вече в большинстве регионов Древнерусского государства стало постепенно терять главенствующую роль и многие его функции переходят к князьям. Народное вече сохранило свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде и Пскове, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни этих регионов.

Важным элементом политической системы древнерусского общества была церковь, которая была тесно связана с государством. Во главе православной церкви стоял митрополит, а в отдельных землях Руси церковь возглавлялась епископами.

В Древнерусском государстве прослеживаются феодальные отношения и соответственно складываются характерные для этого общества социальные группы. Следует отметить, что непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей еще не существовало и было вполне реально выйти из одной группы и оказаться в другой.

 На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. Бояре и дружинники наделяются землей с крестьянами и превращаются постепенно в феодалов-землевладельцев. С принятием христианства крупным собственником становится церковь, которой князья жалуют десятину – десятую часть доходов с населения.

Основная масса населения была лично свободной, и она на Руси обычно именовалась «люди». Население, занятое сельскохозяйственным трудом называлось смердами. Спорным остается вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси. Однако большинство исследователей полагают, что феодальная вотчина образуется  во второй половине XI – первой половине XII в. Вотчины переходили в полное право и могли передаваться по наследству.  В IX - первой половине XI в. князья собирали дань со всех свободных общинников. Сбор дани осуществлялся во время полюдья, когда князь и его дружина приезжали в определенный центр, где и получали дань с местного населения.

Основной социальной ячейкой земледельцев являлась соседская община, которая называлась вервь (мир). Каждая община владела определенной территорией, на которой проживало несколько семей. Владения общины делились на общественные и личные. К общественным владениям относились луга, водоемы, покосы, леса, а личную собственность составляли приусадебная земля, дом, скот, хозяйственный инвентарь. Члены общины были связаны круговой порукой, а внутри общины действовали принципы прямой демократии.

Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также категории и зависимого населения.  К данной категории относились закупы. Это были люди, взявшие купу (ссуду) у господина.. Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет — холопом. Закупом мог стать разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Отработать купу было практически невозможно, и поэтому закуп, как правило,  пожизненно оставался у господина. В случае бегства закуп переводился автоматически  в холопы. К зависимой категории населения относятся и рядовичи. Это были люди, работавшие на вотчинника по договору – «ряду». Они часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ.

Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. По своим правам они напоминали античных рабов. Однако на Руси холопы не составляли основу производства. Поэтому рабство в Древней Руси было преимущественно домашним, то есть патриархальным.  Их могли использовать в семейном ремесле, в качестве слуг, воспитателей детей и пр. Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство.

Как известно в Киевской Руси существовали города. По подсчетам историков, уже в IX в. на Руси существовало не менее 24 крупных городов, в XI веке - 60 городов,  а в XII веке - 130 городов. Среди городского населения привилегированной категорией являлись купцы. В крупных городах проживали искусные ремесленники. Следует отметить, что если деревня в Древней Руси была неграмотной,  то среди купцов и ремесленников грамотность была распространенным явлением. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты и авторские надписи на бытовых предметах. Как видим, в Древнерусском государстве уже оформляются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса. Люди, порвавшие со своей общиной, лишались ее защиты и назывались изгоями.

Таким образом, государство Киевская Русь образовалось в результате длительного и поступательного развития восточно-славянского общества. Оно прошло в своем развитии три этапа. Пика своего могущества Древнерусское государство достигло в конце 10 – первой половине 11 в., когда становится виднейшим европейским государством. Со второй половины 11 в. начинается закат Киевской Руси, вызванный объективными социально-экономическими и политическими причинами.

 
« Пред. - След. »
Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты