Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История России. Кавказская война

Кавказская война была очень сложным, неоднозначным явлением. В исторической науке ею условно называют все события, связанные с вооружёнными столкновениями между русскими и горцами: это и набеги абреков и некоторых князей на русские сёла и станицы за скотом и другой добычей; и борьба горских крестьян против усиления гнёта дагестанских ханов, которых поддерживала Россия; и движение религиозных фанатиков под знаменем газавата; и выступления различных слоев горцев, недовольных усилением России на Кавказе. Эти потоки в Кавказской войне переплетались; в разные периоды этого длительного противостояния то одни, то другие мотивы выходили на первый план. У различных народов и даже различных социальных групп доминировали разные причины участия в движении. Это нашло отражение и в русской литературе; поэты и писатели, бывшие на Кавказе, рисовали то романтический образ горца-рыцаря, борца за свободу, то образ хищного и безжалостного разбойника. Большую роль в поддержании на протяжении долгого времени вооруженного противостояния играла существовавшая у ряда горских народов набеговая система. Набеговая система существовала как социально-хозяйственный и военный институт и до российского присутствия на Кавказе, с появлением казачьих станиц и укреплений набеги стали направляться на славянские поселения.

Постоянные набеги мешали Российской империи осваивать стратегически важные территории. Понадобилось более полувека для окончательного «замирения» Кавказа. С 20-х годов XIX века в некоторых горских районах Северного Кавказа вплоть до конца 50-х годов не прекращалось вооружённое сопротивление российским войскам. В официальных кругах на первом этапе войны приоритетное значение придавалось военным методам «замирения» Кавказа. Но в обществе было немало сторонников ненасильственных мер подчинения этого региона российскому управлению. Так, известный экономист адмирал Н. С. Мордвинов предлагал отказаться от политики военного подавления горцев и приступить к экономическому освоению Кавказа, расширению торговых связей. Налаживать мирные отношения с горцами призывали и генералы Тормасов, Милютин и др.

Однако многие военные считали горцев «разбойниками», жившими в  основном грабежами. Поэтому А. П. Ермолов, назначенный в 1816 г. Главным начальником Кавказского края, следовал курсу правительства на подчинение горцев силою. Но проявлявшаяся при этом жестокость, насильственные меры, карательные экспедиции и блокады аулов ожесточали горское население, помогали духовенству разжигать религиозный фанатизм. При всем этом деятельность А. П. Ермолова как военного и государственного деятеля способствовала ликвидации работорговли и разбоев, вела к прочному соединению России с Кавказом. Созданием новых оборонительных линий были обезопасены находившиеся под их защитой города и села, созданы условия для развития хозяйства, оживления культурной жизни. К заслугам Ермолова можно отнести также ограничение произвола и насилия ханов в Дагестане.

Идеологией борьбы горцев с 20- годов Х1Х в. стал мюридизм – мистическое течение в исламе, провозглашавшее главными задачами газават (вооруженную войну за веру) и утверждение шариата в противовес адатам, а также беспрекословное подчинение теократическому лидеру – имаму. Первым имамом был аварец Гази-Магомед, практиковавший тактику неожиданных набегов на русские крепости и резиденции дагестанских феодалов. После его гибели в 1832 г. при штурме русскими войсками аула Гимры вторым имамом  был избран Гамзат-бек. Ему удалось взять столицу Аварии Хунзах и истребить семью ханов. В 1834 г. он был убит и третьим имамом стал Шамиль, при котором движение горцев приобрело наибольший размах. В Чечне и Дагестане Шамилю удалось создать теократическое государство - Имаммат.

Наибольших военных успехов Шамиль достиг в 40- е гг. Х1Х в., когда движение горцев охватило Чечню, горный Дагестан и одновременно в 1840 г. вспыхнуло восстание адыгских племен. С 1844 г. главнокомандующим был назначен граф М.С.Воронцов, который организовал ряд карательных экспедиций в аулы, в том числе в резиденцию Шамиля Дарго, которые не принесли успеха русским войскам. С 1846 г. Воронцов  вернулся к тактике Ермолова и начал сжимать имамат кольцом укреплений. Социальные противоречия и изнурительная борьба с русскими войсками привели к кризису имамата, недовольству населения действиями наибов (наместников). С 1850 г. начинается  вырубка лесов, продвижение русских кордонов вглубь гор, в результате чего все больше аулов стали отходить от движения. В 1853 г. Шамиль, окруженный с горсткой мюридов в ауле Гуниб, сдался  генералу князю А.И.Барятинскому.

На западном Кавказе, где движение горцев возглавил наместник Шамиля Мухаммед-Эмин, выступления адыгских племен продолжалось до 1864 г. После поражения  абадзехи, шапсуги, убыхи и другие адыгские племена под влиянием турецкой пропаганды стали выселяться в Турцию. Массовое махаджирство явилось подлинной национальной трагедией адыгских народов.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты