Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






просвещенный абсолютизм

Период «просвещенного абсолютизма» в России связывается с именем Екатерины Великой, в царствование которой  империя достигла наибольшего расцвета и могущества. Екатерина родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Отец Екатерины был прусским фельдмаршалом. В воспитании ее было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Не смотря на недостаточное образование, Екатерина производила впечатление развитой девочки, свои природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезду в Россию, и она сумела расположить к себе всех, кому приходилось с ней встречаться.

Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для своего племянника, ей было всего 14 лет. Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского императора с их дочерью. Отец Екатерины написал для дочери ряд наставлений, которые вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, и четыре платья составили все приданое Екатерины. По прибытию в Петербург Елизавета назначила принцессе двух учителей: по русскому языку и Закону Божьему. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для нее очень труден. И все свободное время она заучивала русские слова и фразы, просыпаясь ночью, она повторяла, что учила днем. При всяком удобном случае, Екатерина пыталась  показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере, которую приняла в 1745 году.

В августе 1741 состоялась бракосочетание Екатерины с Петром Федоровичем, отпразднованное с небывалой пышностью. Муж скоро охладел к ней и стал ее чуждаться. У него был особый двор, отделенный от двора императрицы Елизаветы. На 1-ом году супружества у Екатерины родился сын Павел. Елизавета взяла ребенка от матери и сама занялась его воспитанием. А Екатерине даже редко разрешали видеть его. Живя в одиночестве, Екатерина стала проводить время за чтением серьёзных книг. Она прочла римского писателя Тацита, французского – Монтескье, и все сочинения Вольтера. Книгу Монтескье «О духе законов» она называла «молитвенником государей», а свое уважение к Вальтеру выразила тем, что пожертвовала после его смерти 100 000 р. на издание его сочинений. Серьезное чтение сделало Екатерину одной из самых образованных женщин своего времени. Она стала тяготиться балами и охотами, и все свободное время посвящала самообразованию. Ее превосходство над ограниченным супругом всем бросалось в глаза. В противоположности ему это была женщина с обширными знаниями, упорной волей, умением понимать людей и влиять на них. В царствование Петра III ее положение было трудным и неестественным. Постепенно вокруг нее образовался кружок преданных людей, которые возвели ее на престол.

В 1762 г. началось правление Екатерины П. Первые месяцы царствования Екатерина не была уверена в прочности своего положения, раздавались голоса, что власть должны принадлежать законному наследнику Петра III Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла поведет к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть, во что бы то ни стало. Чтобы придать своему правлению полную законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим Императором Иваном VI, который находился в Шлиссельбургской крепости, но, повидав его, отказалась от этого намерения.

Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. На ее настроение и морально-нравственное состояние оказало влияние и ее неполноправное пребывание при дворе Елизаветы, и возможность заговора в первые годы ее правления. Дворцовые перевороты сделали в глазах знати смену власти делом не столь уж трудным. В 1764 г. офицер Мирович сделал попытку освободить содержащегося в Шлиссельбургской крепости Ивана Антоновича и провозгласить его императором. Эта попытка не увенчалась успехом: солдаты внутреннего караула закололи Ивана Антоновича еще до того, как Мирович со своей ротой ворвался в каземат. Екатерина была сильно перепугана этой попыткой дворцового переворота.

Ко второй половине XVIII в. ситуация в России значительно изменилась. Российская хозяйственная жизнь, а с нею и все русское общество претерпели глобальную революцию цен. В несколько раз возросла денежная масса в руках населения, что в немалой степени обесценило ранее накопившиеся сокровища, а главную ценность стала представлять и воплощать недвижимость. Правительству в результате революции цен было "подарено" несколько сот миллионов рублей, которые обеспечили прочность его положения почти на полстолетия, выигрыш времени в борьбе с разного рода негативными тенденциями. Это, в свою очередь, позволило правительству сохранять сбалансированный государственный бюджет. В это время, отмечал известный историк П. Н. Милюков, началось переформирование всей системы государственных финансов и переориентация государственного бюджета со сборов преимущественно прямых налогов на превалирование косвенного обложения.

Все это, а также влияние идей французского Просвещения привело к политике "просвещенного абсолютизма". Идеология века Просвещения была основана на концепции рационализма. Согласно этой философской теории основой бытия, познания, морали является разум. Разум – решающий фактор исторического развития. Существуют вечные «разумные» естественные законы, реализация которых зависит от воли, разума, дурных или хороших качеств правителя. Сторонники этой теории верили в просвещение как в главное средство преобразования жизни.

Этих взглядов придерживалась и Екатерина, активно проводя их в жизнь в своей государственной политике. Идеи «просвещенного абсолютизма» сам Екатерина формулировала так:

· Самодержавие – лучшая и единственно возможная форма политического строя России.

· Главная цель самодержавия – внедрение в подданных «разума вольности», достижение всеобщего блага и благосостояния.

· «Истинная вольность» состоит в исполнении разрешенного законом.

Принципы своей политики Екатерина сформулировала в написанном ей в 1767 г. «Наказе» Уложенной комиссии, которая была призвана составить новое Уложение, взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Для составления Наказа Екатерина использовала труды Мотескье «О духе законов», Беккариа «О преступлениях и наказаниях», Дидро «Энциклопедия». В результате Наказ стал содержать следующие декларации:

· Монархия – лучшая форма правления, монарх – источник неограниченной власти.

· Для лучшего исполнения власти в обществе учреждаются «власти средние, подчиненные и зависящие от верховной».

· Цель власти – обеспечение безопасности граждан, «власть сотворена для народа».

· Перед лицом государственной власти граждане имеют равные обязанности и общую для всех вольность.

· Сословная структура возникла вследствие естественного деления на профессиональные группы, поэтому сословия имеют неравное положение перед властью и законом. По естественным законам происхождения есть «правящие» и «повинующиеся».

"Комиссия для составления нового Уложения" была собрана в Москве летом 1767 г. Представительство в ней носило чисто сословный характер: дворяне от каждого уезда выбирали своего депутата, горожане от каждого города также выбирали одного депутата, независимо от количества населения. От крестьян каждой провинции выборы в комиссию производились только от однодворцев, служилых людей, черносошных и ясачных крестьян.

Работа комиссии красноречиво свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. В результате деятельности Комиссии было выработано несколько проектов. «Проект правам благородных» закреплял привилегии дворянства, «Проект прав среднего рода жителей» закреплял сословную структуру городского населения. «Проект прав нижнего рода людей» определял положение крестьян. Они «состоят в совершенной власти своего господина», помещик имеет право налагать и исполнять наказания, крестьяне обязаны нести барщину и оброк, размер которого устанавливает помещик; помещик имеет также право крестьян «продавать, дарить, уступать или в приданое отдавать», продавать в розницу. По этому проекту крестьянин не мог без разрешения помещика вступать в брак, пользоваться лесом, продавать хлеб, скот и другое имущество. Помещик же может забирать у крестьян их имущество. Проект содержал совет помещикам при наказании «соблюдать умеренность» и не забивать насмерть, запрещал продавать без матери детей до 7 лет.

Обсуждение проектов вызвало большие споры. С 1768 г. в центре внимания встал вопрос о положении крепостных крестьян, о произволе помещиков и необходимости законодательно изменить положение крестьян, регламентировать повинности и ликвидировать помещичий  произвол. Депутат от Козловского уезда Григорий Коробьин выступил с резкой критикой всех жестокостей вотчинной юстиции. По его мнению, поддержанному некоторыми другими депутатами, крестьяне должны были обладать правом недвижимой собственности. Депутат Маслов предложил отобрать землю у помещиков и сделать всех крестьян государственными.

Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов. Екатерина испугалась такого поворота событий. Воспользовавшись в качестве предлога началом русско-турецкой войны, она распустила Комиссию на неопределенный срок. Тем не менее, комиссия дала множество материалов, которые были использованы Екатериной для выработки новых законов.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты