Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Традиционная политико-правовая мысль Древней Индии

Традиционная политико-правовая мысль Древней Индии

В сознании древних жителей долин рек Ганг и Инд утвердилось подчинение традиционным нормам коллектива, будь то родственники, соседи, профессиональное сообщество, каста. Такое подчинение считалось религиозным долгом - дхармой.

Повседневная жизнь регулировалась неписаными правилами коллектива, но существовало и общее для индусов религиозное Предание («смрити» - память), которое было позднее зафиксировано в книгах о дхарме («Дхармашастрах»). В основе учений Древней Индии лежат ведические представления. «Веды» (с санскрита - «знание, ведение») - сборники религиозных и ритуальных текстов. Наибольший интерес представляют сборник «Ригведа» (собрание гимнов) и «Атхарваведа» (сборник заговоров и заклинаний). Затем возникли комментарии («Упанишады») - религиозно-философские трактаты о нравственных и интеллектуальных поисках, а также правовые сборники - дхармасутры и дхармашастры, которые создавались в брахманских школах, и предназначались для запоминания наизусть и были неразрывно связаны с ритуалом. Накопление имущества, его передача, раздел и т.п. совершаются, чтобы обеспечивать необходимые жертвоприношения. Преступления как грехи, осквернение должны искупаться специальными обрядами. Религиозно-философская система, изложенная в Ведах и других книгах, получила название брахманизма. Позднее, под влиянием буддизма, брахманизм эволюционировал и трансформировался в индуизм, сохраняющийся и поныне.

Наиболее авторитетным для своего времени признавалась «Ману-смрити» или «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме», «Законы Ману») - знаменитый древнеиндийский источник II в. до н. э. -II в. н. э.). состоящий из 12 глав (2700 двустиший). Законы Ману включают действующий свод правил - дхарму, регламентируя псе стороны жизни правоверного индуса (брак, очищение и прием пищи, искупление вины и покаяние, дхарму царей (предмет артхашастр), суд, имущественные отношения, преступления и наказания и др.

В основе Законов Ману лежат:

1) Учение о перевоплощении душ. (Душа человека, не следовавшего своей дхарме, после его смерти переходит к людям низкого происхождения, животным и растениям. Ведший же праведную жизнь возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе).

2) Варновая система, состоящая из четырех закрытых групп, для каждой из которых существует своя дхарма. Защищается чистота варн («К брахманам, которые занимаются скотоводством, торговлей, ремеслом, являются актерами, слугами, ростовщиками, следует относиться как к шудрам»). Переход в высшие варны допускается после смерти человека как награда за терпение и кротость.

3. Идея справедливости («правды» или «защищенной дхармы») и несправедливости («погубленной дхармы», адхармы): «там, где справедливость погублена несправедливостью, а правда неправдой перед лицом судей, там и члены суда погублены», «дхарма — единственный друг, который и нищего не оставит...».

4. Идея наказания, которой придавалось огромное значение. Наука управления государством называлась учением о наказании (данданити - наказание жезл, кнут, столб, к которому привязывают преступника, а также армия, царские чиновники; позднее - наука наказания). Большинство людей следуют дхарме только из страха наказания.

5. Детализация судопроизводства — подробные описания действий царя, советников, ученых брахманов, истцов, ответчиков, свидетелей при разбирательстве тяжб; классификация тяжб (18 разновидностей), разработка понятий свидетельства, лжесвидетельства (Последнее представляется как предательство, или даже убийство, определенного количества предков и потомков или родичей. Самым страшным является лжесвидетельство в деле о земле («...кто лжесвидетельствует в деле о земле - губит весь мир...»).

6. Политический идеал - теократического государства - «семичленное царство» царь, советник, страна, крепость, казна, войско и союзники - один из первых в истории обобщенный образ государственного управления, верховенство религиозного закона над светским.

«Законы Many» послужили основой для многих других дхармашастр и комментариев, например, для «Нарада-смрити» («Законы Ману в изложении мудреца Нарады»), датируемой III в. Содержанием данной книги является рассмотрение судебных дел.

«Артхашастра» Каутильи («Наставления о пользе, или Наука политики»). Автором считается брахман Чанакьи (псевдоним — Каутилья) -министр-советник царя Чандра-гупты, основавшего могущественную империю Маурьев. Рукопись трактата перерабатывался и дополнялась в течение IV-III вв. до н. э., окончательно оформилась в I в., состоит из 15 книг. Трактат посвящен различным вопросам государственного управления, а также некоторым юридическим вопросам.

Основные положения учения таковы:

1. Сохранение определенной преемственности с системой дхарм. Воспроизводятся кастовые предписания, обеспечиваемые суровыми наказаниями, — о монополии жречества на отправление религиозного культа, о господстве наследственной знати и подчинении светских правителей жрецам (царь должен следовать дворцовому жрецу «как ученик учителю»).

2. Принцип практической пользы (артха) — как основополагающий принцип политики, управления государством, соответствующий задачам сильной власти. Формирование светской политической доктрины путем взаимных уступок светской власти и жречества.

3. Утверждение насильственной природы власти. (Цель правления -сохранение созданного богом порядка, что достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Царь заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания (данды): «данда защищает и этот мир и мир иной».

4. Прагматизм правителя. Власть и богатство приобретаются, отстаиваются, увеличиваются всеми средствами, даже дурными, если последние более надежны или единственно возможны (за проповедование этого принципа Каутилью впоследствии назвали индийским Макиавелли).

5. Существование иерархии источников (форм) права. Из четырех видов узаконения дхармы - царского указа, священного закона (дхармашастры), решения суда, обычая — верховенство, по Артхашастре, переходит уже к светскому источнику - царскому указу. Религиозному закону отдавалось предпочтение перед судебным решением и обычаем.

6. Детальная регламентация семейно-брачных отношений. Рассматриваются вопросы совершеннолетия, этических взаимоотношений жены и мужа, поведения замужней женщины, прелюбодеяния, ухода женщины из семьи, имущественных отношений супругов, отношений отца и детей, раздела имущества между ними.

7. Регламентация имущественных споров, особенно споров о землеустройстве и орошении. Определено понятие недвижимости (дом, поле, роща, оросительное сооружение, пруд или водоем), границы между домами («граница - прочная совокупность колышков по углам вдоль дома»), порядка планировки жилища, стены, желоба для проточной воды, прохода между двумя домами, совместного пользования жилищем, найма жилища, продажи жилища. Рассматривается порядок решения споров о продаже недвижимости, о займах, долгах; земельных споров (о границе между деревнями, о поле, о пользовании водоемом). Подчеркивается роль коллектива (деревни, деревенского старосты) в решении споров.

Артхашастра Каутильи сыграла важнейшую роль в становлении 1чху-дарственной идеологии и государственно-правового устройства индийского общества, оказала влияние на последующие политико-правовые идеи Индии, а также близлежащих стран (Непала, Бирмы, Камбоджи). Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты