Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История политических и правовых учений

Русская политико-правовая мысль в IX-XIV вв.

Образование Древнерусского раннефеодального государства способствовало возникновению в XI в. политико-правовой мысли, но до XV в. размышления такого рода можно найти, в основном, в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, «поучениях» князей. Они отразили как внутренние условия развития страны (переход от язычества к христианству, взаимодействие народной и городской культуры, былинный эпос, зарождение письменности, летописания и литературы), так и внешние (борьба с набегами, установление культурных связей с другими странами, особенно с Византией). Средневековая политико-правовая мысль имела оригинальную структуру и форму. Юридический аспект не выделен в самостоятельную сферу, ключом к его пониманию является символика Священного Писания. Понятия и категории воплощались в религиозно-образной и знаковой системах. Оценки событий даны, как правило, от лица признанных в христианской литературе авторитетов или путем подбора цитат из источников.

С именем Великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019— 1054 гг.), проведшего ряд серьезных мероприятий по укреплению суверенитета Русского государства, связана первая запись древнерусского права («Русская Правда»). Понятие «правда» обозначало волю верховной власти, право «карать и миловать», высшую справедливость (под законом понималась реализация божественной воли). Ярослав i ввел церковный Устав, который наряду с византийскими каноническими положениями содержал отечественные нормы. Он собрал вокруг себя переводчиков и писателей, которые познакомили русских людей с текстами Аристотеля, Платона, Демокрита и других древнегреческих мыслителей.

Противовесом феодальной политико-правовой мысли стали идеи народных утопий, основными источниками которых были «отреченные книга». В них давалась демократическая версия христианства, в тесной связи с язычеством и народным эпосом; был представлен народный идеал правды - мечты о справедливости и совершенном состоянии общества; формулировалась задача народа - вернуть на землю и защитить Правду, вернувшись к демократизму общинного и родового строя,

Первый, дошедший до нас письменный памятник русской политико-правовой литературы, - «Слово о Законе и Благодати» Илариона (XI в.), первого киевского митрополита русского происхождения, избрание которого поддержал Ярослав Мудрый в целях утверждения суверенитета государства, освобождения от опеки Византии в церковных делах. Иларион обладал высокими нравственными и интеллектуальными качествами, часто предавался уединенным молитвам на холме у Днепра, где впоследствии была создана знаменитейшая Киево-Печерская лавра. Вместе с Ярославом Мудрым участвовал в составлении «Русской Правды» и церковного устава, определившего политическое и правовое положение церкви.

«Слово о Законе и Благодати» состоит из трех частей. Первая дает религиозно-правовую концепцию мира, определяет понятие «закон» как внешнее предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, а «истину» — как выражение высокого нравственного состояния человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительный и преходящий характер которого очевиден. Закон определяет внешние проступки людей до момента, пока люди не постигли истины. Закон -предтеча и слуга истины - достигнутой благодати (закон - свет луны, а истина — луч солнца). Закон не делает людей свободными, ибо рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Однако закон и истина не противопоставляются друг другу, - истина воспринимается человечеством благодаря закону.

Вторая часть «Слова» посвящена русскому государству, сущностью которого провозглашается божественная воля. Глава государства -князь - является «наследником» небесного государства и занимает престол по наследству.

       Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основана на законе. Высшая цель управления государством - обеспечение интересов подданных.

Великий князь обязан неустанно творить милостыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Правосудие совершается только по закону, но милостиво. Может применяться и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Третья часть «Слова» посвящена задачам Русского государства, главная из которых - обеспечение мира. Князь обязан не развязывать кровопролитные войны, которые могут печально закончиться для русского народа.

«Повесть временных лет» - одна из наиболее известных летописей -была завершена при Владимире Мономахе Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, отличавшимся широкой образованностью и начитанностью. Основная идея автора - преодоление раздробленности и объединение русской земли - обосновывается легендой о происхождении киевских князей от варяжского князя Рюрика, призванного славянами для установления «порядка». Легенда прекратила споры о старшинстве местных родов и повысила авторитет киевских князей -потомков Рюрика. Летопись объявляет притязания на чужие земли неправомерными, выдвигая идеал согласия и единения князей под руководством старейшего на основе довольствования каждого своим «жребием»; одобряет решение Любечского съезда князей («каждый да держит отчину свою»); рассматривает стремление к захватам как «крамолу»; объявляет всех князей братьями.

В «Повесть временных лет» органической частью вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение к детям», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», «Автобиография», в которых устанавливается объем власти Великого князя киевского, определяются его взаимоотношения с вассальными князьями, формы взаимодействия церкви и государства, разрабатываются критерии оценки правомерности как самой верховной власти, так и лиц, ее осуществляющих. Основное внимание уделяется идее укрепления государственного единства, осуждается «беззаконие» и «неправда». «Правда» и «закон» рассматриваются как синонимы.

Право суда осуществляет князь, не допуская беззакония и проявляя милосердие.

Отрицание кровной мести сочетается с неприятием смертной казни.

Идея консолидации русских земель перед лицом внешних врагов определила содержание «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор защищает идеалы независимости русской земли, подчинения старшему в  роде князю, обороны отечества, укрепления его международного престижа, осуждения завоевательной политики; напоминает князьям об их обязанности обеспечить пахарю мирную жизнь.

К началу XIII в. центр русской общественно-политической жизни перемешается из Киева во Владимир, где появляется «Моление» Даниила Заточника (послание к великому князю Ярославу Всеволодовичу, 1229 г.) Автор предлагает пути укрепления сильной княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от нашествия Батыя. Князь должен управлять крепко и справедливо, иметь при себе «думцев», опираться в своей деятельности на их советы («Находи мудрых людей и к ним прилепляйся сердцем своим»). Советники должны быть умны, мудры, не допускать в своих действиях беззакония. Князю необходимо хорошее и многочисленное войско, которое своим существованием будет устрашать завоевателей. Победа достигается умом. Силовые методы он называет «царскою грозою» и считает, что они должны быть направлены на укрепление суверенитета государства, стабильности политической жизни, внутреннего порядка и внешней безопасности.

Среди качеств идеального князя выделяется забота о подданных, обеспечение условий для их благосостояния. В «Молении» осуждается боярское самоуправство, которое беззаконно и несправедливо, порождает в стране неурядицы. Князь должен быть гарантом безопасности подданных и их имущества от произвола бояр и княжеских слуг.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты