Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История политических и правовых учений

 Политико-правовые учения Ш.Л. Монтескье.

Просвещение — влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, где наступит гармония интересов свободного индивида и справедливого общества. Пришествие «царства разума» связывалось с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, традиций.

Энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества, внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства — вот пути в такое «царство». Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина. Все это в разных формах существовало в Просвещении Франции, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран. Но наиболее интересным было французское Просвещение.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — известный французский юрист, политик, социолог. Его произведения «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» внесли много нового в теорию государства и права.

Исследуя «дух законов» - нечто закономерное, разумное и необходимое в позитивном праве, - он сделал плодотворную попытку постижения объективных закономерностей и логики исторически изменчивых позитивных законов, познания тех причин и факторов, которые их порождают. «Дух законов» — это правообразующее значение и правовой результат тех факторов (географических, климатических, национальных, исторических, культурных, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и т.д.), которые влияют на законодательство. Правовой смысл «духа законов» требует принятия разумных и справедливых законов. Труд Монтескье показывает «триумф морали над климатом», значение духа нации, выражающегося в законах.

Развитие естественно-правовой теории как научной основы систематизации права.

Понятие «дух законов» опирается на характерные для естественно-правовых учений представления об объективной природе справедливости, которая предшествует позитивному закону, а не создается им. Правовой смысл «духа законов» по-разному проявляется в различных формах права (церковном, международном, государственном, гражданском, семейном и т.д.) с учетом их отношения к различным вопросам, входящим в область их регулирования. Речь идет (как и у Гроция, но под другим углом зрения) о разработке надлежащей системы и структуры общего учения о праве с учетом как принципиально нового единства всех форм права («в силу общего для всех них закона» — единого источника и критерия их разумности и справедливости), так и различий между ними в рамках такого единства. В трактовке Монтескье отрасли права выступает как основа для системы позитивного законодательства, его структурирования по отраслям и т.д. Он пишет о естественном праве, божественном праве религии, каноническом (церковном) праве, международном праве, государственном и семейном праве и т.д.

Соотношение закона и политической свободы. Монтескье различает два вида законов о политической свободе:
а) законы о политической свободе в ее отношении к государственному устройству - институциональной свободе (дабы государственные органы не злоупотребляли властью и не превышали своих полномочий);
б) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину - личностная свобода, заключающаяся в безопасности гражданина и обеспечиваемая качественным судопроизводством, адвокатурой. При их сочетании достигается умеренное правление, т.е. государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

Развитие теории разделения властей. Существенное значение, с точки зрения единства предмета юриспруденции, имело наряду с учением   о правовой природе позитивного закона, дальнейшее развитие им (после Гроция, Локка и других мыслителей) правового подхода к государству, углубление представлений о единой правовой природе государства и закона, о правовом смысле разделения властей, о взаимосвязи свободы, справедливости, права и государства, о государстве и законе как формах выражения и защиты свободы людей и т. д.

Монтескье затронул также проблемы формы закона, его содержания и законодательной техники. Он провел сравнительно-правовой анализ законодательных положений различных эпох и народов.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты