Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История политических и правовых учений

Политико-правовая мысль в России в первой половине XIX века

Великая Французская революция оказала глубокое воздействие на политические и правовые представления в России. Возникло либерально-оппозиционое течение в лице просветителя Н.И.Новикова и его сторонников, усилилось стремление к конституционному ограничению самодержавия. В эти годы актуализировались вопросы о самодержавии и положении крестьян. Одни течения признавали самодержавие незыблемой основой российской государственности, другие стремились его ограничить или низвергнуть. Вопрос о крепостном праве затрагивал экономические и социальные интересы огромного большинства населения России и долгие годы был ведущей темой идейных споров.

Александр Николаевич Радищев (1749- 1802) впервые попытался в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» оправдать законность и неизбежность народной революции, смены монархического правления республиканским. Он видел в народном правлении возможность постепенного освобождения крестьян и проведения политических реформ: установление твердых законов, создание механизма разделения властей, народное участие в органах управления. Его республиканизм сочетал идеи либерализма и демократии.

Свои представления о желательном политическом устройстве России, о гарантиях от произвола верховной власти сформулировал в исторических сочинениях Николай Михайлович Карамзин (1766—1826). Записка «О древней и новой России» была написана как наставление царю. Главная ее идея: «Самодержавие -есть Палладиум России». Он возлагал свои надежды на идеального просвещенного монарха, который отечески заботится о каждом «сыне государства» и правит, основываясь на законах и русских нравах и обычаях, в соответствии с православными установлениями. Идеализируя Древнюю Русь, Карамзин видел в самодержавии гаранта целостности Российской империи, поддержания законности, необходимое и достаточное условие достижения социальной стабильности. Карамзин сформулировал классические принципы консервативной политико-правовой идеологии: верность традиции, крепостное право, повиновение народа, соответствие гражданских законов естественным, стабильность законов и уважение к праву.

Были и сторонники западноевропейского пути для России (шведского или английского): сочетания законности с формальным ограничением самодержавия через посредство представительных учреждений. Так, за разделение властей, превращение Сената в орган дворянского представительства были в разные годы АЛ Безбородко, А.Р. Воронцов, Г.Р Державин, П.А. Зубов, Н.С Мордвинов. Державин, например, предлагал разделить Сенат на ведомства, наделенные, соответственно, законодательной, исполнительной, судебной и «сберегательной» властью, а монарху предоставить роль «блюстителя» с представительскими функциями. Мордвинов возлагал на него «законо-блюстительные» обязанности. «Записка о России в начале нынешнего века» Воронцова предполагала превращение Сената в законодательный орган. Они считали, что только дворянство может сыграть политическую роль и имеет право представительства.

Ответом власти на конституционные пожелания дворянства стали либерально-конституционные проекты государственных преобразований, разработанные при Александре 1. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - сторонник представительного правления, мечтал о созыве выборных от всех слоев общества. В своем «Введении к Уложению государственных законов» он сформулировал идею народного представительства (Государственный Совет, Дума, Сенат) в сочетании с принципом разделения властей и правового государства, обосновал принцип выборного начала и местного самоуправления в России на основе имущественного ценза. Право для него - фундаментальная и универсальная социальная ценность, основа и обязательное условие человеческой свободы.

Наиболее полно и последовательно передовые идеи были изложены в программных документах декабристов. «Конституция» Н.М. Муравьева, «Русская правда» П.И. Пестеля, манифест, выработанный накануне 14 декабря 1825 г., включили требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод, При определении будущей формы государственного устройства Муравьев высказывался за конституционную монархию, Пестель - за республиканское правление. Декабристы стали продолжателями радищевской республиканской традиции.

После поражения декабристов переосмысливается пройденный путь, разрабатываются новые концепции национального развития, на смену политическим идеям (просвещенный монарх, конституция, республика, революция) пришли социальные и правовые (крестьянская реформа, взаимоотношения сословий, правовые гарантии, личность и общество). В развитии социальной проблематики активно участвовала разночинная интеллигенция.

Основы правительственных воззрений были заложены Манифестом Николая I и сформулированы Сергеем Семеновичем Уваровым (1786-1855) как идея превосходства православной и самодержавной России над «гибнущим Западом». Противопоставление России и Европы, русских и европейских политических, общественных и культурных идеалов возводилось в ранг важнейшей составной части правительственной политики.

Апелляция к народу, к народным началам, понимаемым как неизменно консервативные, лежала в основе доктрины.

Вопрос о цене петровских преобразований был спором историческим, спором о принципах взаимоотношений власти и народа. Отношение к Петру I во многом определило позиции представителей общественности - западников и славянофилов. В своей основе знаменитый спор был спором о выборе пути буржуазного развития - европейского или русского. Западников и славянофилов объединяло неприятие крепостных порядков, критическое отношение к николаевской системе, отстаивание свободы совести, слова, печати и общественного мнения, отрицание революционного насилия. Здесь и те, и другие выступили как либералы. Западники гордились деяниями Петра I, верили в необратимость европеизации и желали полнейшего приобщения России к западноевропейским порядкам. Славянофилы, наоборот, осуждали Петра, который внес в русскую жизнь разлад и насилие, мечтали о возвращении к «исконным» порядкам, когда власть и общество якобы благополучно сосуществовали к взаимной пользе.

Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор и ректор Киевского университета (1838-1843) В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских гражданских законов» он попытался изложить общее понимание права и развитие русского законодательства с XII до начала XIX  в. Он считал, что  государство, в котором «высшие цели жизни человеческой получают для себя средоточие и по возможности полное удовлетворение», образуется из «внутреннего общения» между людьми. Государственная жизнь появляется после учреждения браков и перехода к оседлой жизни. Форма государства определяется «характером и духом народа» (худшая из форм - демократическая республика с произволом частных лиц). Носителями власти являются законодательство и управление. Гражданское общество способно переходить в государство. Право как «власть человека над человеком, основывающаяся на правде и потому признанная в государстве» отличается от законов естественных (познаваемых разумом и обязательных независимо от общественных постановлений) и положительных (обязательных в силу установления государством).

В этот период шло становление юридической науки в России. Так, еще по указанию Петра I в начале XVШ в. была переведена работа С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты