Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Политические учения в России в XV - первой половине XVII вв

Политические учения в России в XV - первой половине XVII вв.

Объединение русских земель и утверждение Русского государства отразилось в общегосударственных правовых документах (Судебник 1497 г.) и политико-правовых трактатах, рассматривавших право не только как средство преобразований, но и основание справедливости, критерий нравственных оценок верховной власти. В этот период формируется историко-политическая концепция о Москве как наследнице традиций Киева и Владимира, основанная на легендах о том, что московские государи ведут свое происхождение от императора Августа; византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир венчался на царство. Таким образом, преемники Владимира Мономаха имели право на царский титул.

Укрепление централизованного государства актуализировало вопрос об отношениях церковной и светской властей. Последняя стремилась к реорганизации церковной структуры, отторжению от церкви ее богатств и лишению ее права владения землями, обрабатывающимися подневольным трудом. Эти идеи нашли воплощение в учении «нестяжательства». Приверженцы сохранения существующей церковной системы первоначально назывались «стяжателями», а впоследствии стали более известны как «иосифляне», по имени их идеолога - Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря. Разграничение этих течений условно, так как оба течения стремились к усовершенствованию церковно-монастырской системы (хотя и различными способами), а в политико-правовой сфере выступали за объединение русских земель и создание единого государства, защищающего «правду».

Основоположник учения «нестяжателей» — Нил Сорский (1433— 1508), широко образованный человек, знаток византийской церковной литературы, которую он изучал, в частности, во время поездки в 1489 г. в Палестину, Афон и Стамбул.

Стремясь к укреплению пошатнувшегося в конце XV в. авторитета церкви, он выступил с проповедью аскетизма. Сорский основал скит на реке Соре, близ Кирилл о-Бел озере кого монастыря, где жил вместе с другими монахами своим трудом, на практике противопоставляя подобные скиты богатым монастырям-земле владельцам.

На Соборе 1503 г. он поддержал предложение великокняжеской власти о ликвидации церковного землевладения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного усовершенствования, призывал к скромности в обрядах и украшении церкви. Он исходил из раннехристианской трактовки природы человека, состоящей из разума и страстей: чревообъедения, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. Праведный человек должен бороться со страстями («Не только золота, серебра и имений подобает нам отчуждаться, но и всяких других вещей, кроме нужных для употребления...»).

Сорский выступил против приобретения церковью земель и эксплуатации крестьянского труда в монастырском хозяйстве, считая, что деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой, ориентирована на помощь человеку в преодолении страстей. Идеальной организацией является нехристианская община с общей собственностью и обязательностью труда для каждого общинника. Дела веры — это прерогатива церкви. Теория совмещения властей трактуется как следование обеих к единой цели, но с сохранением за каждой из них своей сферы влияния и деятельности.

Традиции Нила были продолжены Вассианом Патрикеевым, представителем княжеского рода, насильно постриженным в монахи и сосланным в Кирилло-Белозерский монастырь в 1499 г., после разгрома княжеско-боярской оппозиции великим князем Иваном III. В 1509 г. Вассиан вернулся из ссылки в Москву и был приближен к Василию III в  период увлечения его планами секуляризации церковных земель. Патрикеев выступал против монастырского землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам, указывал на тяжелое положение монастырских крестьян. Ему принадлежит редакция Кормчей книги 1517г.- сборника апостольских, соборных и епископских правил и посланий, являвшихся руководством для управления деятельностью церкви и церковного суда. Вассиан отобрал и прокомментировал церковные правила в хронологическом порядке, в соответствии со своими взглядами, и включил в редакцию написанный им трактат против монастырского землевладения.

Идейные разногласия, а также выступления Патрикеева против развода Василия III и его второго брака привели к охлаждению к нему со стороны великого князя. В 1531 г. Вассиан был осужден церковным собором за «ересь» и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.

Иосиф Волоцкий (Иван Санин, дворянин, 1439-1515)-автор 16про-тивоеретических «Слов» (объединенных в сборнике «Просветитель») и разнообразных Посланий. Как идеолог стяжательства, он дважды менял свои взгляды.

Вначале он отстаивал идею подчиненности светской власти духовной, считая, что государственная власть имеет божественное происхождение, но ее носитель, будучи человеком, по своей природе равен подданным и подвержен человеческим порокам.

Власть должна быть ограничена высшим духовным контролем. Только божественная воля не может быть ошибочна.

Позднее, когда Иван III пошел на компромисс с Церковью после Соборов 1503-1504 гг., Волоцкий возвеличивает великокняжескую власть, не оставляя идеи ограничения власти князя божественными заповедями и «правдой», но подчеркивает божественное избранничество князя, обязанность подданных следовать его воле, не помышляя об осуждении его деятельности. Волоцкий отказывается от теории превосходства священства над царством, от признания права на сопротивление светской власти, выступает против инакомыслия как преступления не только против религии и церкви, но и против государства, призывая к суровому наказанию еретиков.

Ереси - средневековая религиозная форма протеста угнетенных масс, борьбы за социальные и политические перемены путем преобразования церкви и ее институтов.

Однако в России Реформация не получила широкого развития.

Ереси на Руси ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживая объединительный процесс и укрепление великокняжеской власти. Так, стригольники в Новгороде и Пскове выступили с острой критикой недостойного поведения и деятельности служителей церкви. Отрицая церковную иерархию, они потребовали полного уничтожения всех духовных должностных лиц. а также монастырей и монашества. Они проповедовали свободную общину верующих, основанную на самоуправлении как модели государственного устройства. В 1375 г. новгородские еретики были казнены.

Однако их идеи возродились в ереси «жидовствующнх», идеологи которой свои теоретические положения подкрепляли ссылками на Ветхий завет. Они поддержали лозунги о полном уничтожении владельческих прав церкви и ликвидации монашества как института. Первоначальное благосклонное отношение со стороны Ивана 111 сменилось гонениями, еретики были приговорены церковным Собором 1490 г. к позорящим наказаниям. Впоследствии ересь квалифицируется как уголовное преступление, еретики преследуются «по градскому закону», «царский суд» применяет к ним смертную казнь, тюремное заключение, ссылку.

Оживление еретического движения начинается во второй половине XVI в., с ухудшением положения населения из-за неудач во внутренней и внешней политике Ивана Грозного. Учение Феодосия Косого, обобщив идеи еретической мысли, явилось завершающим этапом русской Реформации. Будучи холопом, Косой бежал от своего господина из Москвы на Белоозеро, где постригся в монахи. Позднее, в Новоозере, за пропаганду «Нового учения», в 1553 г. был привлечен к уголовной ответственности по делу Матвея Башкина. Из заключения в одном из московских монастырей он бежал в Литву.

Косой рассматривал современное общественное и политическое устройство как существующее вопреки воле Бога. Произвольно толкуя постулаты христианства, он отрицал акт сотворения Богом человека, считая последнего естественным существом; не соглашался с божественной природой Христа, культом Богородицы, почитанием креста, поклонением иконам, святым мученикам, отцам церкви. Он считал, что поклонения достоин только Бог, общение с которым глубоко интимно, не требует церковной организации, не предусмотренной Священным Писанием и подлежащей упразднению.

По учению Косого, светская власть является союзницей церкви в осуществлении насилия над людьми, лишения свободы, эксплуатации. Необходимо восстановление раннехристианского равенства религиозной общины, признание этого равенства как нормы гражданских отношений. Самоуправляющаяся трудовая община основана на полной общности имущества, свободе, братстве и единстве всех людей.

По его классификации, законы делятся на три группы — божественные естественные (как основа жизни всего органического мира) и гражданские (как совокупность государственных установлений, регулирующих жизнь людей в современной обществе). Гражданский закон может выражать истину, только если он соответствует божественному и естественному законам. В целом, взгляды Косого были вызовом православной церкви, разновидностью утопического социализма и примером русской Реформации.

Об идеях Косого стало известно из трудов его «обличителя» Зиновия Огенского - старца новгородского монастыря, который вслед за Максимом Греком становится идеологом сословно-представительной монархии в России. Зиновий первым ввел в русскую публицистику понятие «тиран» для характеристики царя, не выполняющего законы; классифицировал законодательство, выделив: законы божественные, обычные нормы, складывающиеся под влиянием географических и национальных факторов и государственное законодательство, включающее законы царские и законы градские. Он критикует волокиту, несправедливость, мздоимство судебной системы, произвол чиновников.

К середине XVI в. укрепляется союз светской власти и церкви на основе взаимных уступок. Отказавшись от теократических устремлений и выдвинув теорию божественного происхождения государственной власти и ее ответственности только перед богом, церковь получила поддержку государства в борьбе с идейными противниками. Великокняжеская власть, отказавшись от планов секуляризации церковных земель, обеспечила себе необходимую идейную поддержку церкви.

Одновременно с доктриной, утверждающей самодержавную форму правления, в общественной мысли формировалась и концепция сословно-представительного строя.

Трактат Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие» доказывал положение о том, что основой общества являются крестьяне, трудом которых создается главное богатство страны -хлеб. Не выступая против их закрепощения, Ермолай-Еразм предложил регламентировать повинности крестьян с целью облегчения их тяжелого положения и предотвращения чрезмерной эксплуатации.

В середине XVI в. одним из оригинальных светских писателей-публицистов был Федор Карпов. Подходя к решению политико-правовых проблем с рационалистических позиций, он требовал соответствия учений о государстве и праве естественным законам: общество и государство должны строиться на основе не религиозно-нравственных заповедей («терпения»), а твердого и справедливого закона, который призван оградить людей от своеволия и произвола погрязших в пороках властителей.

Иван Семенович Пересветов в челобитных, адресованных Ивану Грозному, а также в других сочинениях разработал стройную концепцию Российского государства во главе с самодержцем, опирающимся на верную Думу и преданных слуг-воинов. Он выдвинул программу реформ, главное внимание в которой было уделено созданию постоянного войска с выдвижением на должности только по личным заслугам, отмене местничества, формированию единой государственной казны, введению в стране правосудия - «правды». Сильная царская власть должна управлять страной на основе определенных законов. В его понимании царская «гроза» - не произвол, а средство утверждения «правды» и реализации интересов дворянства. В судебной реформе обосновывается разграничение судебных и административных функций, назначение судей из Центра, выделение особого воинского суда, судопроизводство только по Судебной книге. Он предложил ликвидировать все формы кабальной зависимости, включая холопство. Столицей должен был стать Нижний Новгород.

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными стали основными в полемике между Иваном Грозным (1530-1584) и князем Андреем Михайловичем Курбским (1528-1583), развернувшейся в 60-70-х годах XVI в. В ее ходе столкнулись две концепции, отражавшие две тенденции в развитии русской государственности — идея сочетания центральных учреждений (приказов) с органами сословного представительства в центре и на местах, воплощенная в реформах 50-х годов и теория неограниченной монархии. Курбский, не отвергая принципа единовластия и необходимости единого централизованного государства, наилучшим вариантом организации государственной власти считал монархию с выборным сословно-представительным органом. По Курбскому, назначение власти состоит в справедливом управлении страной на основе законов, в соблюдении прав подданных. Курбский критикует правоприменительную практику царя, разграничивает закон и право, считая, что только справедливое может быть правовым. Он предлагает прямое и открытое судоговорение с обязательным присутствием сторон.

Грозный, исходя из того, что власть дана от бога, считал, что царь отвечает только перед Всевышним; все подданные - холопы, равные в бесправии перед монархом.

Теория «Москва — третий Рим», наиболее последовательно изложенная монахом псковского монастыря Филофеем в Посланиях, утверждала ведущую роль Москвы в христианском мире, перешедшую к ней после падения Рима, а затем Константинополя в результате османского завоевания в 1453 г. Представление о национальной исключительности, богоизбранности Руси использовалось и для обоснования самоизоляции, религиозной нетерпимости, враждебного отношения ко всему иноземному. В этот период формируется также идея национального государства.

Филофей рассмотрел также законность происхождения верховной власти (царь поставлен от Бога); обосновал непререкаемость его авторитета и обширность полномочий, основанных на «правде»; необходимость управления во благо народа и обеспечения правопорядка; правомерность возмездия от Бога и земной власти за «неправду». Он считал, что обязанность верховного правителя перед Богом и людьми — это правосудная (законная) реализация власти, забота о церкви, в том числе о ее экономическом статусе. Недопустимы не только действия, но и помысел против верховной власти.

«Смутное время» (начало XVII в.), значительно обогатив Россию политическим опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в управлении государством. Официальная идеология все активнее выдвигала и обосновывала тезис об общенародной сущности самодержавной власти. В этот период политике-правовую мысль обогатили работы Ивана Тимофеева (критика Ивана Грозного и опричнины, деление всех законов на божественные, естественные и уставные, т.е. позитивные, идея создания Тайного Совета для контроля за соблюдением законов), а также многочисленные повести, сказания, плачи, хронографы. В XVII в. в Киеве был напечатан первый учебник по истории России - «Синопсис» - свод летописей и сказаний о русской старине. До этого исторические сюжеты, в основном, включались в многочисленные жития святых.

Важное место в развитии политико-правовой мысли этого периода заняли произведения царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Никон (Никита Минов, 1605-1681), став в 1652 г. патриархом, начинает при поддержке царя церковную реформу. Бог - высший арбитр, а государство, по мнению Алексея Михайловича и Никона, посредник между Богом и людьми. Но если царь видит проявление божественной воли в огосударствлении церкви, то Никон - сторонник теократии. «Ревнителем старой веры» выступил протопоп Аввакум Петров (1620 или 1621-1682), заживо сожженный по решению Церковного собора за проповеди против никонианской реформы, что фактически означало выступление и против светской власти.

Крупнейшим достижением правовой мысли и государственной деятельности Алексея Михайловича в этот период стала подготовка Соборного уложения 1649 г. Личность царя была объявлена высшим средоточием государственного порядка. Преступление против царя было отнесено к числу наиболее тяжких государственных преступлений.

Воплощением могущества самодержца, орудием контроля над бюрократическим аппаратом стала его личная канцелярия - Приказ тайных дел.

Все это способствовало укреплению централизованного государства.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты