Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История политических и правовых учений

Английский либерализм.

Английский либерализм формировался, в основном, в рамках осмысления процесса становления Англии в последней трети XVIII в. Как ведущей капиталистической державы мира.

Анализируя предпосылки этого процесса, мыслители пришли в следующим выводам:

1.о благодетельной роли частной собственности, активного индивида, его свободы, а также гарантии неприкосновенности частной собственности;

2.о том, что поступками индивида как частного собственника движут не столько спонтанные импульсы, сколько преднамеренный трезвый расчет на извлечение  из своих действий максимальной личной пользы:

3.о том, что расчет имеет широкий диапазон – от удовлетворения сугубо эгоистического интереса до разумного сочетания собственной позиции с позиций других членов общества.

Либерализм имел своеобразную окраску в учении И.Бентама и его учеников Дж. Стюарта Милля и Дж. Остина.

Иеремия Бентам (1748-1832) явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философски  идей Гоббса, Локка, Юлия.

Утилитаризм – (от лат.utilitas- польза) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможность служить средством для достижения какой-либо цели.

Своеобразие бентамовского учения можно выразить в 4 постулатах:

1. смысл человеческой деятельности -  в получении удовольствия и страдания;

2. средство разрешения какой-либо задачи (для получения пользы) -  в возможности действия;

3.нравственность формируется всем обществом и ориентирует на обретение полного счастья наибольшего количества людей;

4. максимилизация общей  пользы путем установления гармонии частного и общественных интересов – цель развития человеческого общества.

 Эти постулаты служили Бентаму опорой при анализе политики, государства и права.

 Свои политические и юридические взгляды он изложил в трудах

 - «Принципы законодательства»;

 - «Фрагмент о правительстве»;

 -  « Деонтология или Наука о морали»  и др.

Либерализм Бентама  необычен: он не принимал понятие свободы,  представляя ее как предмет умозрения, как фактическое действие, не отличавшееся от своеволия.

В фокусе его взглядов находились интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии, определять, в чем заключается его интерес и  его польза. Именно польза (утилитарный подход) – его ключевой тезис. Последовательно проводимый принцип личной пользы, а не свободы, неизбежно приводит индивида  к интеграции на основе общего интереса.

Идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Соотнесение законодательства с балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Обоснование преобладания закона над естественным правом предвосхитило юридический позитивизм.

Взгляды Дж. Стюарта Милля(1806-1873) изложены в трудах « О свободе», « Представительное  правление»,  « Основы политической экономии».

Начав с приверженности бентамовскому утилитаризму, Милль затем отходит  от него.

Основные  политические  и правовые проблемы учения Милля.

1. Расширение понятия нравственности.

Нравственность не может целиком базироваться на постулатах личной экономической выгоды индивида и на вере  в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически   приведет к благополучию всех (как у Бентама).

Принцип  достижения личного счастья (удовольствия) может «срабатывать», если органически связан с идеей согласования интересов отдельных индивидов и общества.

Поэтому «правильные» модели политико-правового устройства д.б, нравственны. Высшее проявление нравственности - идеально благородство, находящийся выражение в подвижничестве ради счастья других.

 2. Нравственное состояние возможно только в условиях свобод человека

Свобода индивида, понимаемая нравственно, определяет все политические проблемы. Это – независимость человека в сфере тех действий, которые касаются только его самого. В границах этой сферы он может действовать согласно своему собственному разуму.

Индивидуальная свобода в  жизни объективно проявляется как необходимое условие для самоосуществления индивида и для защиты от посягательств извне на его автономию, а именно: на свободу мысли и мнения, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устроение личной судьбы.

3. Угроза для автономии индивид исходит не только от институтов государства, но и от «тирании господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Деспотизм общественного мнения проявляется в западной «массовой демократии» и чреват подавлением индивидуальности.

4. Порядок в государстве – условие прогресса

Свобода граждан первична по отношению к политическим структурам. Государство зависит от воли и умения людей налаживать нормальное человеческое общежитие. Нельзя смотреть на государство как на изначально плохое, угнетающее добродетельное общество. Необходимо и самосовершенствование людей.

Гарантия всех видов индивидуальных свобод одинакова для всех членов общества и не противоречит порядку. Повиновение – первый признак цивилизации. «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет».

Люди обязаны не нарушать законных прав и интересов других индивидов. Свободная личность есть вместе с тем личность законопослушная.

Порядок есть «охранение существующих уже благ всякого рода», условие прогресса, постоянного умственного, нравственного и социального совершенствования человечества. Порядок и прогресс взаимозависимы, исторический прогресс неизбежен. «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое может помочь народу идти вперед».

Прогресс связан с конструктивными усилиями свободного индивида, соединенными с усилиями других свободных индивидов.

5. Представительное правление – основная цель государственности

Цели государства – защита интересов личности, содействие росту благосостояния людей, прочность и стабильность порядка.

Народ «должен руководить, когда ему захочется, всеми мероприятиями правительства». Представительное правление обеспечивает непосредственную причастность народа к устройству и деятельности государства, ответственность народа за состояние государственности.

Существенный признак хорошо организованного государства – разделение властей. Особенно важным является разделение законодательной и исполнительной властей.

Функции законодательной власти – законотворчество, контроль над правительством, отстранение от должности членов правительства, выражение жалоб граждан и различных мнений общества.

Усиление влияния правительства ведет к авторитаризму. Государство подменяют своей чрезмерной деятельностью свободную индивидуальную и коллективную деятельность людей. Вследствие чего народ поражается социальной пассивностью, иждивенчеством, угасанием сознания личного достоинства.

Гражданская деградация ведет к деградации государственной. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты