Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Политические и правовые учения Древнего Китая

Политические и правовые  учения Древнего Китая

Первые достоверные исторические сведения о Китае восходят ко II тыс. до н. э., когда в бассейне р. Хуанхэ сложилось крупное объединение племен. По преданиям, тогда правила династия Инь, или Шан, осуществлявшая связь с небесными силами, что гарантировало стабильность и благосостояние государства и подданных.

В Китае рано начали складываться предпосылки политической идеологии. Смену династий обосновал мудрец Чжоу-гун: небу принадлежит право на передачу мандата власти, и хотя родоначальник династии в высшей степени обладает добродетелью, по мере осуществления власти, эти качества уменьшаются, что вынуждает небо передать мандат (гэ-мин -идея необходимости смены власти, никакая династия не вечна) более достойному.

Этой участи не избежала и династия Чжоу. За восемь с половиной столетий государство ослабло от стремления местных правителей отколоться от центра.

Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на враждующие между собой государства.

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н. э. В поисках выхода из политического кризиса возникают различные направления и школы. Они используют общие представления (например, о божественной природе неба, о законе Дао), изменяя их согласно своим программам. Политическая мысль выделилась в особый предмет занятий мудрецов, философов, В центре внимания - человек и общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая становятся даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Конфуцианство. Родоначальник учения, Конфуций (551-479 гг. до н. э.), еще в детстве отличался любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и со временем «вырос» до поста министра и княжестве Лу. Славился умом, энергией, безупречной честностью. Путешествовал в поисках применения своего таланта управленца, вернулся на родину и последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг. Его мысли изложены в сборнике «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н. э.

Анализ общества и государства у Конфуция моралистический, но предмет морализирования - не загробная жизнь, а разумное устройство государства. Основу учения составляет принцип добродетели: управляющие верхи должны быть добродетельными. Основными категориями конфуцианства являются тесно взаимосвязанные понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала.

Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - «сыном неба». Деление людей на «высших» и «низших» и выдвижение на государственную службу должно осуществляться не по признакам происхождения, а по их моральным качествам и знаниям. Благородный муж - образец нравственного совершенства.

«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий» («Лунь Юй»).

Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечающее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общий и включающее в себя несколько совокупностей обычных норм: «отец - сын», «дружба», «соседство», «начальник - подчиненный», «муж - жена», «подданный - правитель» и др. Общий принцип взаимоотношений между людьми - взаимность. На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил; «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй»). Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были служить фундаментом системы управления, основанной на традициях и негативно воспринимающей закон.

Перестройку управления предлагалось начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного смысла существующих титулов н вытекающих из соответствующих им обязанностей. «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» («Лунь Юй»).

Государь обязан относиться к подданным, как к детям: защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.

Распоряжения о карательных походах должен отдавать любящий свой народ государь, а не правители уделов.

Все это конкретизировалось в учении о правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве  главных регуляторов. Главное — это сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на подданных. Конфуцианские правила поведения (более 3-х тысяч) включали выполнение ритуальных и культовых обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи.

«Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости» («Лунь Юй»). Ритуал рассматривается как стержень воспитательного процесса, как нормативно-процессуальная основа взаимоотношений.

Конфуций стремился восстановить сложившиеся веками правила, определявшие каждый шаг китайца. Это - своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Но после постепенного видоизменения конфуцианство восприняло элементы легизма и использовалось как идеологическое оправдание восточной деспотии в ее китайском варианте. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианства воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (111 в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н. э.).

Моизм. С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы, или Мо-ди (приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — ученик Конфуция, а позднее — основатель собственной школы моизма (сборник его изречений носит название «Мо-цзы»).

Основополагающие принципы моизма таковы:

1. Принцип всеобщей любви ( в противовес конфуцианскому принципу человеколюбия, которое основано на привязанности по крови и не является настоящей любовью, подразумевающей одинаково справедливое отношение ко всем людям),основанный на бытовавших в общинах представлениях о взаимовыручке и имущественных переделах

2. Идея социального равенства. Концепция всеобщей и равновеликой любви, распространяющейся на отношения и между государствами, ,и внутри государств (напоминает евангельское «все люди — братья»). Осуждается аристократизм, призыв к реформе на основе эгалитаризма, отказа от роскоши, от утонченной культуры и церемониала.

3. Осуждение замещения государственных должностей по принципам происхождения и родства, осуществление принципа равенства всех людей перед небом. Выдвижение наиболее мудрых, независимо от происхождения. Критика примиренческой доктрины конфуцианцев, допускавшей врожденные знания у аристократов и ограничивавшей выдвижение образовательным цензом.

4. Источник мудрости - не врожденные добродетели и не чтение книг, а знание жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т.п.

5. Управление — это принуждение и поощрение ради общего блага. Преобразование предполагает не только использование обычаев, но и новые правила в форме законов. Таким образом, право - это ритуал (ли), наказание (син) и закон (фа).

6. Идея выборности первого правителя (впервые в Китае по аналогии с древнеиндийским «законом рыб»). Поняв, что все неурядицы происходят от отсутствия руководителя, люди выбрали достойного человека и объявили его сыном неба, который провозгласил свои принципы управления - строгую дисциплину и централизацию. Идея единого центра была направлена против удельных правителей, их своеволия, стремления отколоться.

7. Зашита интересов мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов государственного аппарата, социальное положение которых неустойчиво и которые в известной степени восприняли убеждения масс, но, добившись определенного (положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, ж привилегиям высших сословий.

8. Необходимость единообразного исполнения чиновниками воли государя - залог прочности власти. (Для этого необходимо единомыслие, искоренение вредных учений и поощрение доносов: «Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему». То, что вышестоящий находит правильным, все должны признать таковым),

9. Восхваление деспотически-бюрократического государства, исключавшего возможность участия народа не только в управлении, но и в обсуждения государственных дел.

10. Идея централизации власти.

11. Идеал государства – государство с мудрым правителем и отлаженным исполнением.

Моизм отражал результат перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и выгоде, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи.

Учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников).

Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области

Шан»). Его единомышленники - легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»).

Основные положения легизма:

1. «По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» {Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).

2. Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления.

«Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.

Один человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.

3. Введение законов с жесткими нормами, обязательными для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличие от обычных норм ритуала. « Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаря этому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).

4. Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний должен храниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он должен служить для унификации и уяснения смысла закона и предписаний высшими чиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.

5. Строгая система наказаний. «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (Шан Ян). Необходима борьба против частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне («законы устанавливаются для управления частного: когда законы действуют, частным интересам нет места; частное вносит смуту в закон» - Хань Фэй), а также существует система доносов и даже круговая порука. Необходимо учредить систему взаимной ответственности, чтобы собирать сведения о происходящем («десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или) наказаниям).

6. Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности государственных служащих и почтения к государству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний ни преданного сановника, ни примерного сына» - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал законы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, ранг знатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось о самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себя защищающей.

Легизм, как конфуцианство и даосизм, являлся поиском выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.

Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихся обстоятельств избавлялось от бескомпромиссного отрицания законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний крупный конфуцианец - писал, что власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным становилось деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют.

Поскольку легизм содействовал насаждению жестокости и со временем скомпрометировал себя, императоры вновь обратились к авторитету конфуцианства, выдвинув его на первый план и превратив в официальную идеологию. Но это был синтез конфуцианства с легизмом, попытка использовать авторитет традиций для укрепления нового государства. Модернизированное конфуцианство заняло господствующее положение при императоре Уди (140-87 гг. до н. э.) и затем, до 1949 г., оставалось официальной идеологией. Оно было возрождено с началом реформ Дэн Сяопина в конце 70-90-х гг. и интегрировано в официальную идеологию Коммунистической партии Китая. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты