Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






История политических и правовых учений

Н. Макиавелли

В Италии - стране городов-государств с разнообразными формами правления и бесконечными конфликтами между областями - во Флоренции, в семье юриста родился Никколо Макиавелли (1469 -1527). Он пережил и власть купеческого рода Медичи, превратившего Флоренцию в сеньорию и распоряжавшегося ею бесконтрольно, и провозглашение республиканской конституции во главе с доминиканским монахом Савонаролой, а затем и период просвещенной светской республики.

Макиавелли служил секретарем Совета десяти, участвовал в посольствах ко дворам папы, французского короля и германского императора, ряда итальянских правителей.

В 1512 г., когда республика пала и была восстановлена тирания Медичи, его заключили в тюрьму, а позднее отправили в ссылку, где он и умер в 1527 г. В ссылке и был написан «Государь» (1513 или 1514 г.), который Макиавелли передал правителю Лоренцо Медичи. Позднее он написал «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - комментарий к сочинению римского историка и «Историю Флоренции».

«Государь» («Князь») - это советы и наставления, как завоевать и удержать власть, расширить государство и объединить Италию. Последняя глава книги - это страстный призыв к освобождению Италии от иностранного вмешательства и гимн тому, кто сумеет ее сплотить, вооружить и избавить от засилья священника.

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» содержат рекомендации по укреплению власти в республике. Здесь Макиавелли пользуется новой методологией рационального политического анализа, решительно освобождаясь от догм католической схоластики (так, если схоласты исходили, в основном, из авторитета отцов церкви, то мыслители Возрождения восстанавливали традиции античных авторов и опирались на разум).

Он рассматривает религию не как высшее знание и авторитет, а как политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересует, прежде всего, ее роль в общественной жизни. Не отвергая веры, он относится к ней сугубо утилитарно, считая ее полезной для убеждения народа в необходимости установленного строя и воспитания высоких гражданских качеств.

Макиавелли исследует предмет - политику для правителей — как самостоятельную область знания, исходя из реальности, из исторических фактов, личного опыта, наблюдений.

Проявляя скептицизм относительно идеи божественного предопределения и веры в возможности человека, он воспевает энергию и волю как качества, необходимые для государя.

О практицизме и реализме в управлении говорится в отдельных главах «Государя»: «О том, за что людей, и особенности государей, восхваляют или порицают (XV), «О том, как государи должны держать слово» (XVIII), «О том, каким образом избегать ненависти и презрения» (XIX), «Как надлежит поступать государю» (XXI). Макиавелли исходит из того, какой человек есть, а не из того, каким он должен быть. Поэтому государь, если он хочет сохранить власть, должен уметь отступать от добра. С врагом можно бороться двумя способами - законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму.

Также рассматривается вопрос о соотношении политики и морали, решение которого получило название макиавеллизма и принесло автору всемирную известность. Сущность макиавеллизма, названная оплотом имморализма — безразличия к добру и злу, заключена в выводе о том, что государь должен когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно, иначе существует опасность, что его противники применят против него предосудительные средства. Следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим. «Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».

Макиавелли обосновывает влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства. Формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии: массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ. Еще Платон утверждал, что в каждом полисе существуют две партии - богатых и бедных, а Аристотель стремился для укрепления прочности полиса избегать крайностей бедности и богатства.

Макиавелли восстанавливает этот подход, попытку увязать государство с классами и собственностью после долгого господства религиозной догматики и схоластики.

Он впервые применяет термин «государство» (stato) для определения политически организованного общества. Более широкий и абстрактный, а, следовательно, и более точный, чем «полис», термин позволяет отличать его от страны, общества, институтов власти, лица или органа, которому принадлежит верховная власть и т.п.

Не проводя данных различий, Макиавелли заложил для этого основу.

В макиавеллиевской версии происхождения государства примечательны полное освобождение от теологии и рационализм.

Макиавелли различает две группы форм правления - республики (демократическая форма - правильная, с его точки зрения) и принципаты (власть одного) Он считает, что формы правления и их смена определяется реальными условиями, соотношением социальных сил. По его мнению, в стране, раздираемой противоречиями, где невозможно сохранить республику, необходима монархия. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты