Комментарии к ТК

Комментарии к ЖК

Бюджетный

Конвенции






Приказное судопроизводство

Приказное судопроизводство

Следует вспомнить также и высказывание Ф.Энгельса о том, что «римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений". Несмотря на то, что древнеримское право не знало разделения отраслей на материальные и процессуальные, вопросы процессуального характера были разработаны в законодательстве Рима весьма подробно и глубоко, что явилось причиной жизнеспособности многих норм на протяжении столетий и их рецензии, на основе которой базируется процессуальное право стран романо- германской правовой семьи (например, институты судебного представительства, доказательств, иска; применены состязательности, диспозитивности, обжалования судебных постановлений). Возможности упрощения и сокращения судопроизводства, предопределяемые объективной необходимостью максимальной экономии средств и времени, а, следовательно, и повышения эффективности и скорости защиты права, были предусмотрены в римском законодательстве разных периодов. Но, все же сравнивая российское приказное производство с древнеримским упрощенным, можно говорить только о некотором подобии, "прообразности", о некоторых общих чертах, не означающих идентичности природы правовых явлений. Исковая форма защиты права в Риме значительно отличалась от нынешней исковой формы защиты прав и законных интересов по российскому законодательству. "Всякий, кто желал реализовать свое притязание, должен был знать, может ли он воспользоваться иском и каким именно. Право само по себе не имело значения, оно не могло быть осуществлено судебным путем только в силу того, что оно право. Во времена легисакционного процесса возможность судебной защиты нарушенного права зависела от точного исполнения строго формальных требований при предъявлении иска, а в период действия формулярного процесса это зависело от безгранично свободного усмотрения претора, который мог дать или отказать в формуле. В соответствии с формулой избранный судья должен был решить дело. Под влиянием такого порядка судопроизводства у римлян сложился взгляд на право как на право иска; взгляд, не допускавший разделения науки права и процесса". Можно выделить несколько аспектов упрощения судопроизводства по римскому праву. Первый аспект. Сам путь, пройденный римским судопроизводством от легисакционного процесса к формулярному и далее к экстраординарному, служит примером постепенного упрощения процессуальной формы. Легисакционный процесс (Per legis ac io es) был характерен для республиканского периода (вплоть до 120 г. до н.э.). Его характеризовала чрезвычайно сложная обрядовая сторона (когда претензии сторон друг другу должны были выражаться точно словами соответствующего закона, несоблюдение чего влекло проигрыш дела: совершались особенные символические действия) и деление процедуры на две стадии: i jure и i judicio. Стадия i jure протекала в магистратуре. Магистрат решал вопрос о допустимости иска с формальной стороны, разрешал предварительные вопросы и назначал для разрешения спора присяжного судью или судебную коллегию (различали три вида коллегий: Decemviri, Ce umviri и Recupera ores).

В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда (п. 2 ст. 117 Семейного кодекса РФ). Алименты присуждаются с момента обращения в суд. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (п. 2 ст.107 Семейного кодекса РФ). Требование о взыскании с граждан недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, п. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы", п. 9 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе в РСФСР" в принудительном порядке любые финансовые платежи могут быть взысканы с налогоплательщика – физического лица только по судебному постановлению. Суды дела о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию могли рассматривать только по правилам производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений (глав 25 ГПК РСФСР). По мнению М.К. Треушникова, в настоящее время , в связи с возрождением приказного производства, нормы, расположенные в главе 25, применению не подлежит и взыскание недоимок с 8 января 1996 г. (день вступления в силу Федерального закона РФ от 27 октября 1995 г.) должно проводиться по правилам приказного производства. "Тот факт, - отмечает М.К. Треушников, - что глава 25 Федеральным законом от 27 октября 1995 г.№189-ФЗ из ГПК не исключена, что следует расценивать как изъян юридической техники, но не как обстоятельство, дающее право выбора видов судопроизводства заинтересованным лицам при обращении в суд с требованиями о взыскании недоимок по налогам и государственному обязательному страхованию". В.Н. Аргунов полагает, что возможность взыскания с граждан недоимок по налогам и государственному обязательному страхованию путем выдачи судебного приказа упрощает разрешение "этих бесспорных по своей сути дел. Однако, в случаях несогласия должника с заявленными требованиями, невозможности на основании представленных документов разрешить дело и при отказе в выдаче судебного приказа заявитель сохраняет право предъявить иск по тому же требованию в порядке искового производства". До подачи в суд заявления о взыскании недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию органами взыскания полагается арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Одновременно недоимщику вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка не будет погашена в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество. Опись имущества граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных физических производится обязательно в присутствии недоимщика и двух понятых. Об описи имущества составляется акт по установленной форме. Акт проверяется и утверждается руководителем органа взыскания.

В-пятых, мы считаем неправильным и то, что один экземпляр судебного приказа остается в деле, а другой выдается на руки взыскателю. Потому что при этом права должника оказываются ущемленными. Исходя из всего этого, мы считаем, что существующий порядок приказного производства требует более глубокого его осмысления и доработки.

Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Консультация осуществляется для городских и мобильных номеров. Выберите город из списка
 

Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




  контакты